Золотые уста

24.10.2014

Ценители клинковых изделий хорошо знакомы со златоустовской продукцией. Несколько десятков предприятий уральского города Златоуста предлагают самые разнообразные изделия – от охотничьих и туристических ножей до украшенных подарочных изделий и роскошных дорогостоящих коллекционных произведений. 

Текст, фото: Елена ТИХОМИРОВА

Для многих ценителей холодного оружия изделия Златоуста очень привлекательны, поскольку полностью отвечают потребностям и представлениям будущего владельца. Другим же видится излишний декоративный блеск и несколько архаичная эстетика златоустовских изделий. Но как бы то ни было, нельзя отрицать, что златоустовские предметы имеют свое неповторимое своеобразие, они узнаваемы и оригинальны. Они созданы мастерами города Златоуста, который прочно удерживает звание крупного российского центра металлообработки. Эта специализация города имеет давнюю историю. Ее истоки восходят к временам Елизаветы Петровны. В 1754 году был основан Златоустовский железоделательный завод. Уже к концу ХVIII века на заводе не только добывалась железная руда, производились железо и чугун, но и было налажено крупнейшее в тот период сталелитейное производство. И когда в 1815 году вышел императорский указ об организации Златоустовской оружейной фабрики, то правительство учитывало и существование мощной металлургической базы, и удобство транспортировки продукции через густую сеть судоходных рек. Златоустовская оружейная фабрика должна была снабжать русскую армию холодным оружием. Наряду с Тульским, Сестрорецким и Ижевским оружейными заводами Златоустовская оружейная фабрика вошла в военно-промышленный комплекс России. 

В течение ХIХ – первой половины ХХ века, когда шпаги, сабли, палаши, шашки, тесаки состояли на вооружении русской армии, Златоустовская оружейная фабрика являлась основным производителем холодного оружия. Фабрика удовлетворяла потребности военных ведомств армии и флота в строевом солдатском оружии, выполняла огромное количество частных заказов для офицеров и генералов, промышленников, купцов, охотников. 
Златоустовское оружие высоко ценилось. Залогом этого было несколько факторов, среди которых важнейшими являлись постоянно проводившиеся на заводах разработки получения качественной оружейной стали, высокий профессионализм златоустовских оружейников, проводившаяся модернизация промышленного производства. Вплоть до 1917 года в Златоусте действовала отлаженная система военной приемки и проверки каждой единицы оружия на прочность, упругость, твердость клинка и правильную сборку, что также обеспечивало необходимый уровень оружейной продукции. 

Производство армейского холодного оружия в Златоусте продолжалось до 1950-х годов. Эпоха этого вида оружия закончилась. В 1958 году встал вопрос о перепрофилировании цеха №16 – бывшей оружейной фабрики. До 1990 года в составе этого цеха сохранялся участок гравюры на стали, на котором среди прочей продукции готовили небольшие партии кортиков по заказам военно-морского флота. В этот период навык изготовления холодного оружия был практически утрачен. Лишь несколько человек маститых мастеров могли выполнять редкие заказы на подарочные юбилейные шашки или почетное оружие для советских военачальников. 

С самого основания оружейной фабрики в общую производственную структуру было включено особое отделение – цех украшенного оружия, или позолоченная. С деятельностью этого подразделения связаны наиболее известные имена русских художников оружия – Ивана Николаевича Бушуева и Ивана Петровича Бояршинова. Они являются родоначальниками совершенно оригинального стиля оформления оружия, который впоследствии получил особое название – златоустовская гравюра на стали. В чем особенности златоустовской гравюры? Европейские мастера давно использовали гравюру для украшения оружия; они покрывали всю поверхность клинка киноварью, а затем, просушив его, процарапывали на этой поверхности иглой задуманный рисунок, который потом и вытравляли. Уральские оружейники выработали свой метод нанесения рисунка. Не иглой, а тонкой кистью киноварью наносился рисунок, затем клинок вытравлялся. После вытравления поверхность металла становилась матовой, а рисунок приобретал определенный рельеф и сохранял блеск нетравленой стали. Такой способ позволял «рисовальщику» украшать клинок орнаментом любой сложности, наносить любые сюжетные изображения, создавать цельные декоративные композиции. Помимо нанесения гравюры златоустовские мастера использовали воронение, или синение, достигавшееся при определенном нагреве клинка. Высокого мастерства требовало и его золочение. Оно предполагало покрытие масляной краской всего клинка, за исключением рисунка, предназначенного для золочения. Перед тем как нанести золото на сталь, его смешивали с ртутью и этой смесью покрывали незакрашенные места. Затем клинок помещался над раскаленными углями, ртуть от нагрева испарялась, а золото присоединялось к стали. Краска смывалась, и художник поправлял неровности в линиях золотого рисунка и полировал поверхность. В Златоусте применялись разные виды позолоты – позолота плоская и позолота возвышенная. Комбинация всех художественных приемов и создавала особую декоративность изделия и особый златоустовский стиль. Причем надо подчеркнуть, что сохранившиеся до наших дней лучшие оружейные образцы прошлого демонстрируют не только техническое совершенство мастеров-граверов, но и высокий художественный вкус златоустовских оружейников. 

Очень быстро златоустовская гравюра на стали стала использоваться не только при изготовлении оружия. Уже в конце 1830-х годов ею стали украшать и бытовые изделия: столовые приборы, подносы, вазы и т.д. В итоге это самобытное искусство стало практически самостоятельным направлением деятельности Златоустовской оружейной фабрики. Оно помогало фабрике существовать в сложные финансовые годы и принесло Златоусту известность как центру художественной металлообработки. В годы советской власти, когда частные заказы на изготовление оружия полностью прекратились, на оружейной фабрике изготавливали массовую продукцию для широкого круга советских людей и одновременно создавались выставочные произведения, достойно представлявшие советское искусство на общероссийских и международных выставках. Здесь же изготавливали подарочные, памятные, наградные изделия для советской элиты. Эта деятельность фабрики помогла сохранить в советский период профессиональные кадры златоустовских граверов. Несмотря на все сложности этого времени, они передавали свои знания и опыт новому поколению. 
В постсоветское время, начиная с 1990 года, на развалинах бывшей Златоустовской оружейной фабрики стали возникать частные художественные мастерские. Художники и граверы в новых условиях ставили своей задачей возродить лучшие традиции златоустовской гравюры на металле. Очень быстро в ассортименте новых фирм помимо бытовых изделий появилось клинковое оружие: ножи, кинжалы, шашки, сабли, шпаги и т.д., – украшенное в традиционной для Златоуста технике. Начался новый этап развития златоустовского оружейного искусства. 

Прошло более двадцати лет. В Златоусте продолжает работать несколько десятков предприятий. Все они отличаются по многим параметрам: творческим и коммерческим приоритетам, объемам производства, художественным достоинствам и уровню качества продукции. В 2010 году была создана Гильдия мастеров-оружейников Златоуста. Она объединяет 12 предприятий Златоустовского городского округа, занимающихся производством холодного украшенного оружия и предметов декоративно-прикладного искусства. Совместная деятельность златоустовских предприятий, основанная на позитивном духе сотрудничества, формирует единый образ Златоуста как уникального, активно развивающегося современного российского художественного центра. Пожелаем им успехов!

Новые статьи

Популярные статьи