Выездка04.08.2014
В конном спорте можно выделить три группы. 1. Классические виды конного спорта, включенные в программу олимпийских игр: выездка, или высшая школа верховой езды, преодоление препятствий, или конкур, и троеборье. Предполагается ввести в программу олимпиад также конные пробеги, езду в экипажах, вольтижировку. 2. Национальные конные игры, распространенные у многих народов, особенно на Кавказе, в Казахстане, в республиках Средней Азии – их около тридцати. Это различные виды джигитовки, игры с мячом (цхен-бурти, човган, конное поло), с копьем или дротиком (иссинди, кабахи), борьба за тушу козла (кок-пар), дистанционные скачки (аламан-байга) и другие. 3. Ипподромные испытания, или так называемый коннозаводской спорт (бега, скачки). Между классическими видами и ипподромными испытаниями можно поставить стипль-чез (скачки с препятствиями), состязания троек, тачанок, коннолыжный спорт. Отдельно стоят конные охоты: парфорсная – конная охота с гончими на оленя или лису (часто по искусственному следу), при которой всадник преодолевает всевозможные, подчас неожиданные, препятствия, и охота с борзыми, а также с ловчими птицами. Выездка, или, более правильно, высшая школа верховой езды, – основополагающий и наиболее ранний вид конного спорта. В истории искусства выездки можно выделить несколько периодов, тесно связанных с ролью лошади в военных действиях, ее качеством, а также, не в последней степени, с модой. В XVI–XVIII веках в Европе повсеместно возникали различные школы верховой езды, академии и кавалерийские училища, отвечающие нуждам бурно развивающегося коннозаводства, кавалерии и конного спорта. Целая плеяда выдающихся наездников и основоположников искусства выездки (Плювинель, Пиньятелли, Де-Буржеля и другие) вырабатывали методы подготовки лошади к ведению одиночного боя или рыцарского турнира с такими необходимыми для атаки и самообороны элементами как вольт, пируэт, левада, лансада, круппада, пезада, каприоль, баллотада... Эти трудные элементы (например, баллотада – прыжок на месте, при котором лошадь, находясь в воздухе, передние ноги подгибает к груди, а задние разгибает в путовых суставах, как бы показывая подковы) отрабатывались при помощи сложных приспособлений, таких как пиляры, шпоры и мундштуки жестокой конфигурации, часто применялись болевые приемы. Наиболее пригодными для такой выездки считались испанские и неаполитанские лошади – пышные, горделивые, хорошо уравновешенные на заду. В дальнейшем, с усовершенствованием способов войны, отпала необходимость выездки в боевых целях, и она приобрела особенности театрализованного зрелища. Появление в XIX веке на мировой арене качественно новой, более легкой английской скаковой породы потребовало других методов тренинга. Большой вклад в развитие искусства выездки лошади внес англичанин Джеймс Филлис, обобщивший и дополнивший в своем труде «Основы выездки и езды» (1890 года) опыт своих великих учителей – графа Д’Ора и Франсуа Боше. Филлис разработал и систематизировал методы выездки от первых шагов до высшей школы, выдвинув основной принцип: «Вперед, всегда вперед!», – предполагающий отработку любого элемента на ходу лошади, а не когда она стоит на месте, и без каких-либо дополнительных приспособлений. В России учение Филлиса легло в основу нового устава конницы. До сих пор российская школа выездки базируется на принципах Д. Филлиса. Веками создаваемое искусство верховой езды к настоящему времени приобрело определенные формы, оно подчиняется строгим правилам, принятым во всем мире, хотя борьба различных течений, школ и методов выездки продолжается. Выездка дисциплинирует лошадь, методично тренирует и развивает ее мышечную, нервную и кровеносную системы. Она является основой для подготовки лошади к любому виду спорта. По степени сложности выездка имеет шесть программ (от собственно выездки до высшей школы). 1. Малый приз (Сан-Георг) – испытание среднего уровня, содержит набор упражнений, позволяющих показать повиновение лошади, степень ее уравновешенности, физического и психического развития. 2. Средний приз I и Средний приз II – соревнования более высокого и повышенного уровня, являющиеся переходными к Большому призу. 3. Большой приз – испытание высшего уровня, проверяющее артистическое искусство верховой езды. Программа содержит все школьные аллюры и основные элементы классической высшей школы. 4. Большой приз (личная программа или переездка) – испытание того же уровня, что и Большой приз, но более короткое, с более сложными переходами. Как правило, к переездке допускаются 10 лучших участников Большого приза, с целью выявления уже среди них окончательного победителя и призеров соревнований. 5. Произвольная программа (КЮР) содержит все элементы высшей школы и аллюры, но всаднику предоставляется полная свобода творчества. Выполняется под музыку. С позиции зрелищности эта программа наиболее интересна и эмоциональна. Соревнования по выездке проводятся на манеже – ровной прямоугольной площадке размером 20 на 60 метров, имеющей по периметру и осевой линии буквенные разметки, возле которых в определенной последовательности всадник меняет движение лошади, переходя с одного аллюра на другой, как бы рисуя узор по площадке. Поэтому часто выездку сравнивают с фигурным катанием на коньках. Судьи оценивают правильность выполнения аллюров, элементов, фигур, а также переходов из одного движения в другое. Учитывается импульс и повиновение лошади, а также посадка всадника и применение им средств управления. Что такое аллюры, элементы, фигуры? Лошади от природы имеют три способа движения или аллюра: шаг, рысь, галоп. Шаг – самый медленный аллюр с постоянным опиранием на две и три конечности, при котором слышны четыре последовательных удара копыт о землю. В зависимости от степени выноса конечностей различают собранный, средний и прибавленный шаг. Рысь – более быстрый аллюр, при котором лошадь попеременно переступает диагональными парами конечностей: правой передней – левой задней, левой передней – правой задней. Как и шаг, различают собранную, среднюю и прибавленную рысь. При прибавленной рыси наблюдается фаза подвисания, когда одна диагональ уже оторвалась от поверхности земли, а другая еще не приземлилась. Галоп – самый быстрый скачкообразный аллюр в три такта с фазой свободного подвисания. Галоп бывает с правой или с левой ноги в зависимости от того, какая передняя нога дальше выносится вперед. При движении налево лошадь обычно идет с левой ноги, направо – с правой. Контргалоп – когда лошадь идет налево с правой ноги, направо – с левой. Галоп также бывает собранный, средний, прибавленный. Скорость должна возрастать за счет удлинения маха, а не частоты. К фигурам относятся: вольт – круг диаметром 6 метров, восьмерка, состоящая из двух вольтов или кругов, серпантин – движение зигзагом через манеж по боковым стенкам. Фигуры исполняются на шагу, рыси, галопе. Есть также термин «боковые движения» – когда лошадь движется одновременно вперед и в сторону (сюда относятся уступка шенкелю, траверс, ранверс, принимания). Все эти, на первый взгляд, несложные и естественные для лошади движения включаются в понятие манежной езды и являются необходимой подготовкой к дальнейшему обучению элементам высшей школы верховой езды. К основным элементам относятся следующие. Пассаж – очень собранная, приподнятая и ритмичная рысь. Пиаффе – похоже на пассаж, но исполняется на месте. Пируэт (полупируэт) – круг (полукруг), выполняемый в два следа радиусом, равным длине корпуса лошади, на собранном шагу, собранном галопе, можно на пиаффе. Перемена ноги на галопе – изменение последовательности выноса ног лошади, происходит в момент подвисания, которое следует за каждым махом галопа. Перемена ноги может исполняться в 4, 3, 2 и 1 темп. Необходимо отметить, что движения выполняются в положении сбора лошади, когда лошадь уравновешена под всадником, при этом ее задние ноги подведены под корпус, шея приподнята так, что высшей точкой ее является затылок, нос слегка отклонен вперед от вертикали. В положении сбора лошадь выглядит наиболее эффектно и легко подчиняется средствам управления. А средствами управления являются не только трензель, мундштук и шпоры, но и давление шенкеля (внутренняя поверхность ноги от колена до ступни) на бок лошади в области подпруги, движения и уклоны корпуса всадника. Непременным качеством всадника, способствующим успеху в выездке, помимо физических данных, а также терпения, аккуратности, внимательности и профессиональных знаний, является тонкий музыкальный слух всадника, его способность чувствовать ритм лошади, сливаться с ней в единый организм. Это и есть высшее мастерство, и таких мастеров во всем мире можно насчитать лишь несколько сотен. Многое зависит и от самой лошади: ее экстерьера, здоровья, отзывчивости и желания сотрудничать. И здесь я хочу сделать отступление и рассказать о великой трагедии конного спорта. Есть много хороших лошадей, есть много хороших всадников. Но только одна-единственная лошадь создана для одного-единственного всадника. И они могут не найти друг друга, но если они встречаются, они достигают своих вершин. И когда, по какой-либо причине, они разлучаются, уже никогда не повторится подобное. Кто-то продолжает выступать на других лошадях, но уже без прежнего блеска. Кто-то уходит сразу. Но у каждого глубоко в сердце остается незаживающая рана – след единственной настоящей любви. Расцвет нашей выездки пришелся на советский период. Впервые заставил заговорить о русских всадниках как о грозных соперниках немцев и шведов, Сергей Филатов, завоевавший, неожиданно для многих аналитиков, золотую медаль на XVII Олимпийских играх в Риме в 1960 году. Этой победой Филатов обязан своему феноменальному Абсенту, вороному жеребцу ахалтекинской породы, названному в прессе черным лебедем. В истории отечественного конного спорта мы не найдем лошади, равной Абсенту: он семь раз становился чемпионом Советского Союза по выездке, а на Олимпийских играх Абсент выступал три раза. После блистательного Рима, в Токио в 1964 году он остался третьим под Филатовым, а в Мехико в 1968 году – четвертым, уже под Иваном Калитой. Но в Мехико взошла звезда Ивана Кизимова, на своем гнедом Ихоре украинской верховой породы он стал вторым советским чемпионом. Уверенно прогрессирующая Елена Петушкова на тракененском Пепле стала шестой, а команда поднялась на второе место. Триумфом советской школы выездки завершился чемпионат мира 1970 года в Аахене. Наша команда в составе Ивана Кизимова, Ивана Калиты и Елены Петушковой завоевала первое место, а Петушкова к тому же стала чемпионкой мира. И наконец, в Мюнхене на XX Олимпиаде наша команда вышла на первое место, а Елена Петушкова на Пепле завоевала серебряную медаль. В Монреале в 1976 году поменявшийся состав команды занял лишь четвертое место. И хотя на XXII Олимпиаде, проходившей в Москве, наша команда завоевала первое место, успехом этим, в отсутствие сильнейших всадников мира, вряд ли стоит особенно гордиться. В дальнейшем наши достижения в этом виде спорта становились все скромнее, что связано, в первую очередь, с глубоким кризисом всей советской системы, захватившим и область коннозаводства с конным спортом, повлекшим, по разным причинам, огромный отток высококлассных лошадей и квалифицированных кадров, в корне разрушившим преемственность русской школы верховой езды. Юлия КУЗНЕЦОВА
|
|