Все мы немножно...27.09.2014
Многим известны эти слова Владимира Маяковского: «… все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Но что имел в виду поэт? Текст, фото: Юлия Кузнецова Почему никто, разве только пародируя, до сих пор не сказал, что все мы немножко овцы или свиньи, или собаки… Почему сравнение с лошадью для человека не обидно, а скорее, даже приятно, и чем она так отличается от других, таких же, как и она, домашних животных? Если смотреть прозаически – ничем – она также используется человеком для выполнения нужной ему хозяйственной функции. Пусть даже эти функции гораздо обширнее, разнообразнее и часто тяжелее, чем у других животных. Ведь человек воспользовался силой лошади и ее способностью к длительному движению, чтобы переложить на нее самую незавидную работу: возить на себе людей и всевозможные грузы. А оказалось, что, одомашнив лошадь, человек создал себе необходимого помощника и верного друга. И оказалось, что у человека с лошадью много общего, гораздо больше, чем с другими животными. Что это? Люди повлияли на лошадь, и она стала схожа с человеком или же лошадь привнесла свои качества в человека? И какие это качества?
Американский писатель Уильям Фолкнер несколько пролил свет на это обстоятельство, но и озадачил нас новыми вопросами. Прогнозируя место лошади в будущем, он говорил: «Предположим, продукты, которые дают человеку все прочие домашние животные, станут получать искусственным путем, и эти животные должны будут исчезнуть. Но лошадь дает человеку нечто большее, что греет его душу, что отвечает самой нравственной и психологической природе человека. Она переживет все перемены, и будет существовать до тех пор, пока не изменится сам человек». Однако Куприн обозначил здесь только внешние характеристики лошади и мощное ее воздействие только одним своим видом на чуткого, неравнодушного человека. Действительно, создавая лучшие породы лошадей, человек рассчитывал не только на эффективное их применение в том или ином деле, но вкладывал в них свою душу, свое представление о красоте, не забывая и о своем комфорте рядом с ними. И, разумеется, совершенство функции влечет за собою совершенство формы, что уже само по себе прекрасно. В совершенных формах лошади: ее гибкой упругой шее, мягком бархате губ, бездонных карих глазах, шелковой гриве, могучей мускулатуре под тонкой гладкой кожей, стройных, точеных ногах, в ее естественной грации – так много чувственного, близкого мечте человека об идеальном себе самом. Не удивительно, что стремление к обладанию заветной лошадью мучительно, вплоть до самоотречения, как в известном стихотворении Майи Борисовой, овладевало человеком: «Пыль стану есть, дождь стану пить, нет мне упрека! Только б купить, только б купить лошадь…». В этой, всепоглощающей страсти люди шли даже на преступление, достаточно вспомнить лермонтовского Азамата, продавшего свою сестру ради лошади Казбича. Только ли один внешний вид лошади привлекает желанием походить на нее в ее совершенстве? Одной фразой о том, что делает нас похожими, сказал русский поэт Осип Мандельштам: «И рождены для наслажденья бегом лишь сердце человека и коня!». Вот еще один ключ к пониманию изначального, непреходящего тяготения человека к лошади. Именно бег – есть самая естественная формула скорости для человека. Не парение в воздухе, не плавание в воде – это не его стихия, его удел – земля и… вечное стремление оторваться от нее. Как объяснить восторженное чувство бега: чарующий момент свободного полета, синхронное усилие мышц, могучий толчок и вновь полет! Что это за неизбывная страсть к движению, присущая человеку с его младенческой поры? А ведь верхом на лошади это чувство усиливается, делается острее и ярче! На скорости лошадиного галопа можно услышать ветер в ушах, можно «воздух ноздрями пить». Только там можно ощутить первобытную силу и первозданную скорость, сопоставимую с физиологическими данными человека. Скорость, на которую восторгом отзывается каждая его клетка.
Что же еще у нас общего? По словам английской журналистки Вивьен Бэрдон: «Только лошадь сочетает отважное сердце и детскую невинность». Отвага и честь – свойство великих романтиков, рыцарей-мечтателей, во все времена и у всех народов составляющих лучшую его часть. Они не давали закиснуть обществу в обыденности, шли на подвиг и смерть с открытым лицом и своей жизнью служили мерилом достоинства, примером для подражания. Они были героями народных эпосов, легенд и сказаний вместе со своими богатырскими конями, которые также наделялись отвагой и доблестью. Образ коня навсегда запечатлелся в народной памяти как символ рыцарской чести, и в отсутствие настоящих рыцарей их место прочно заняли сильные и великодушные кони. Сочетание могучей силы и наивной доброты делает лошадь особенно притягательной для детей, чистые души тех и других инстинктивно осознают свое родство, к тому же по развитию интеллекта лошадь сходна с трехлетним ребенком. Также трогательно как к детям лошади относятся к людям с ограниченными возможностями, вероятно, сочувствуя их беспомощности и не опасаясь насилия с их стороны. В России, по официально опубликованным данным, насчиталось 1.378,5 тысяч лошадей разного назначения пользования. Много это или мало? Вообразите такую картину: если в городе Москве живет примерно 13 миллионов людей, то на 10 москвичей придется одна лошадь, причем подавляющему большинству достанется лошадка продуктивного или рабочего свойства, а чтобы только посмотреть на одного ахалтекинца должна выстроиться очередь в 16 тысяч москвичей.
|
|