Свирепые лебеди

04.08.2014

У каждой лошади есть душа, а у орловских рысаков она особенная. Если орловца попросить, «объяснить», что это очень важно, – он выложится весь! Сколько сможет отдать сил, здоровья, души – столько и отдаст.

Инна Ивлева, директор Музея орловского рысака и русской тройки

Текст: Ольга ХРОМОВА

О том, что они будут стартовать на Олимпийских играх, Саша узнала, когда на Олимпиаде уже… проходил парад открытия! Дело в том, что перед Олимпийскими играми в Афинах изменились правила получения личных лицензий, и теперь Международная федерация конного спорта (ФЕИ) ориентировалась на рейтинг всадника. У российской же пары – Александры Кореловой и орловского рысака по кличке Балагур – рейтинг зашкаливал! Между тем в числе участников Олимпийских игр их не было! Это значило, что многолетний труд (Олимпиады проводятся раз в четыре года – Прим. авт.) мог пропасть. И лишь благодаря оперативным действиям владельца Балагура Анатолия Балыкина, Олимпийского комитета России и олимпийской чемпионки по выездке Елены Петушковой удалось выиграть дело в Международном спортивном арбитраже в Лозанне и получить-таки добро на участие в Олимпийских играх. Балагура срочно из дождливой Москвы отправляют коневозкой до немецкого города Мюнстера (а это 2000 км), там он «встает на крыло» и воздушным путем (гены путешественника Сметанки сказываются! – Авт.) добирается до изнывающих от жары олимпийских Афин буквально накануне старта!

Попробовала бы лошадь какой-нибудь изнеженной верховой породы выдержать этакие испытания и показать лучший результат среди российских дуэтов за последние четверть века! Воистину – и под воду, и под воеводу! Как, собственно, и задумывал «автор» орловского рысака, герой Чесменской битвы граф Алексей Григорьевич Орлов! И это было только началом звездной карьеры орловца со смешной для лошади кличкой Балагур! Кстати, именно граф Орлов ввел в коннозаводческую практику именование лошадей исходя из особенностей их характера, масти… Откуда и пошли Сметанки, Любезные, Обеяны серебряные, Лебеди, Свирепые и Балагуры… Как в воду глядел граф Алексей Григорьевич, создавая породу резвую, мощную и при этом элегантную, что не потеряется на бескрайних просторах России. Ведь именно лошади были единственными «экспрессами» того времени. Возможно, сия идея посетила еще тогда не графа Орлова, когда выдохлись лошади, запряженные в карету, в которой ехали поднимать гвардейские полки Орлов и будущая императрица Екатерина II, дабы возвести ее на престол. А погоня, посланная Петром III, «дышала» уже в спину. Ситуацию спасли лошаденки из деревни по соседству.

Вдохновленный идеей Орлов объезжает крупнейшие конезаводы того времени на Ближнем и Среднем Востоке, в Западной Европе; будучи уже видным военачальником, в качестве ученика слушает лекции и изучает труды по коннозаводству. А в его подмосковное имение «Остров», а затем и в Хреновое, на пожалованные императрицей земли в Воронежской губернии, отовсюду завозятся захваченные в качестве трофеев лошади. Отбор племенного «материала» был настолько жесток, что из 500 лошадей, полученных от первых 42 жеребцов, были отобраны лишь девять! А второе поколение из 1000 (!) голов дало одного производителя, зато какого – Барса I! Высокое искусство – авторская работа! Вспомним, чего стоило путешествие деда родоначальника породы Барса I – арабского жеребца Сметанки! «Заморское чудо» отличали изысканные линии и невероятной красоты движения на рыси, а за редкостную серебристо-серую масть он и был прозван графом Сметанкой. И чтобы доставить в свой завод «Остров» это серебристое чудо, за которое были уплачены астрономические по тем временем 60 тысяч рублей золотом, граф Орлов отправляет жеребца под охраной военной роты сухопутным путем, дабы не подвергать его опасностям морского путешествия. И путь этот длился… два года!

Возможно, испытания, выпавшие на долю орловской рысистой породы на просторах необъятной России, и сформировали волшебный позитивный характер, свойственный породе. Сама всадница Саша Корелова о своем ветеране Балагуре отзывается не иначе как: «Он настоящая личность… он уникален тем, что даже в возрасте 18 лет он прогрессирует, учится новому, а это встречается крайне редко». «Особенно выделяю «орловцев» за их честность, отдатливость и горячность!» – вторит ей Светлана Прохорова, ставшая в 2012 году уже трехкратной чемпионкой России по драйвингу. «Лошади эпохи барокко» – так называют в Европе коней старинных пород, отражающих национальный колорит. К ним относится и «его высочество» орловский рысак – порода, отличающаяся дивным экстерьером и красотой хода! Граф Алексей Григорьевич, должно быть, расстроился, узнав, каким напастям подвергали его потомки с таким трудом и колоссальными затратами созданную им «жемчужину России». Прямая и явная гроза нависала над орловцем в России! Впервые это произошло в конце ХIХ века, когда в Первопрестольную прибыли наездники из Америки с пятью американскими рысаками. Резвость лошадей этой породы, и в частности «побившей» лучших орловцев кобылы Полли, так потрясла воображение российских заводчиков, что началась повальная метизация – скрещивание с «американцами». В такой жесткой конкуренции проходила карьера «лошади столетия» – серого орловца Крепыша. Зимой 1909 года он под управлением наездника В. Яковлева показал феноменальную резвость – 2.08,5. Только через 20 (!) лет этот рекорд был побит. На фееричного Крепыша ходили смотреть, как сейчас ходят на поп-звезд! «Когда я смотрю на Крепыша, не могу оторвать глаз от него, сколько царственного величия в его формах и движениях», – говорил даже американский наездник Чарльз Таннер. И каждая победа этого фееричного коня над метисами и «американцами» воспринималась как торжество русского духа. Владелец и тренер Крепыша г-н М.М. Шапшал ухаживал за конем как мог: между стартами коня выпаивали боржоми, на гастроли с конем отправлялись бочки с московской, привычной ему водой, лечебные майнакские грязи покоились на натруженных после бегов ногах, сено косили в Эстонии и Крыму. И орловцы, ей-богу, заслуживают этого. Есть в них нечто такое… Недаром же знаменитый художник – «мирискусник» Валентин Серов, автор «Девочки с персиками» – написал портрет не какого-нибудь «американца», а орловца Летучего, деда Крепыша.

Второй раз беда пришла в конце ХХ века, когда маточное поголовье сократилось до 700 голов, что автоматически присваивало орловской породе статус «находящейся под угрозой». Мог исчезнуть громадный селекционный труд более чем двух столетий! Как тут не вспомнить о национальном достоянии! Спустя несколько лет ситуация несколько улучшилась: в племенной книге уже было записано 1290 маток; на ипподромах стали разыгрываться закрытые заезды для орловцев с повышенным вознаграждением. При поддержке французских коллег и Российской ассоциации рысистого коневодства на Московском и Венсенском (Франция) ипподромах стали проводиться орловские заезды и чемпионаты русских троек. Но в 2008 году случилась еще одна напасть: на старейшем в Европе ипподроме – Московском – закрыли тотализатор, доходы от которого шли на поддержку коннозаводства!

Впервые Балагур показал себя высокому международному выездковому сообществу в 2002 году на Центральном Московском ипподроме, но не на беговой дорожке. Тогда здесь впервые прошел Кубок Президента РФ по высшей школе верховой езды. Серебристо-серый, почти перламутровый орловский рысак Балагур (сын Раската) рожден в Чесменском конном заводе. Судьба его затейлива. Рекордистом ипподромных дорожек он не стал, и в возрасте трех лет судьба забрасывает его в конную милицию, где он несет патрульную службу в городе, а зимой один старый конник учит его элементам высшей школы выездки – так, «для себя ». И его счастье, что конь попадает на глаза олимпийской чемпионке Елене Петушковой… 10-летнего коня выкупает из милиции Анатолий Балыки и вместе с новой всадницей Александрой Кореловой отправляет на стажировку в Германию к выдающемуся мэтру выездки Георгу Теодореску. Уже тогда эта пара полюбилась публике, которая была в восторге от необыкновенно артистичного жеребца и его желания работать для любимого всадника! Результаты посыпались как из рога изобилия. 10-е место в финале Кубка мира 2003 года; в 2004 году они с блеском выигрывают международный турнир «Кубок мэра», где все пять международных судей ставят пару на первое место; в 2007-м – шестое место в личном зачете с результатом в КЮРе (тест Гран-при под музыку) – 78,20% – результат восхитительный и для лошади верховой породы. Благодаря Балагуру сборная России смогла подняться и в командном зачете на седьмое место впервые за последние… 14 лет! Последовали победы в КЮРах в Хагене и Брауншвейге (Германия), третье место в Гран-при, пятое – в КЮРе в Мекке конного спорта – немецком Аахене… Год 2008-й. Олимпийские игры в Гонконге. Орловский рысистый жеребец Балагур занимает шестое место в личном зачете! 71,4% – пятое место в переездке и восьмое место и 73,850% – именно так международным судейским пулом была оценена в КЮРе их композиция из хитов бродвейских мюзиклов. Причем судья из Франции г-н Jean-Michel Roudier оценил два элемента в их исполнении на «девятку», а еще накануне Олимпиады глава судейского комитета ФЕИ г-жа Мариэтт Витагес назвала пиаффе (высокая рысь на месте) в исполнении орловского рысака одним из лучших в Европе – на «10»! Олимпийская чемпионка Элизабет Макс-Тойрер как в воду глядела! В феврале 2009 года 19-летний мэтр Балагур и Александра получили уже ставшую привычной «десятку» за пиаффе на этапе Кубка мира в Германии и водрузились на законное второе место между многократными победительницами олимпиад, мировых и континентальных чемпионатов Изабель Верт и Моникой Теодореску, ставшей тренером российской пары после смерти великого Георга Теодореску.

Всем своим существованием орловцы словно заявляют нам: «Мы – те, кто ломает стереотипы». Один из них и сломала тройка восхитительных серых орловцев, которую в середине ХХ века презентовал руководитель СССР Никита Хрущев американскому бизнесмену Сайрусу Итону в целях укрепления дружественных контактов между странами. Сопровождал тройку в Кливленд, штат Огайо, «король русской тройки» из Владимирской области Владимир Фомин. Владимир Иванович – чудо-кучер, объездивший пол-Европы с показательными выступлениями и катавший с ветерком Фиделя Кастро, Ива Монтана и прочих знаменитостей…  Одна американская газета так описывала показ тройки публике: «Русские лошади красиво держат голову набок оттого, что в России за ними бегает много волков и лошади все время смотрят, не догоняют ли их волки». Ну что тут скажешь! Пришлось внести правдивую информацию в американские массы. В тройке основная нагрузка приходится на коренника – центровую лошадь: он определяет направление движения запряжки, разгоняет по прямой и сдерживает экипаж на спусках. При быстрой езде коренник идет размашистой рысью, а пристяжки скачут галопом. И именно их изящный изгиб шей и неукротимый порыв коренника создают мифический образ летящей трехголовой птицы: «Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал?..»

В советское время показательные выступления троек – почти обязательный элемент государственных торжеств. Официальная история запряжки из трех лошадей относится к ХVII веку, когда «экспрессы» стали использоваться по «казенной надобности». Ведь казенная двуконная упряжка европейского образца оказалась непригодной для российских дорог, а тройка тянула фургон и сани с посылками и письмами резво. Летом повозки ставились на колеса, а зимой – на полозья. Суперэкспрессом прежних времен щеголяли в целях пиара и монаршие особы. Екатерина II, желая удивить скоростью езды в России императора Священной Римской империи Иосифа II, приказала найти ямщика, который взялся бы на перекладных доставить его в Москву за 36 часов. Такой «шумахер» нашелся, и, как описано в книге «Старый Петербург. Рассказы о былой жизни», предстал перед императрицей со словами: «Берусь, матушка, доставить немецкого короля в срок; но не отвечаю, будет ли цела в нем душа». В 70-е годы ХVIII века на дугу коренника стали подвешивать колокольчик, который служил сигналом «уступи дорогу» для других упряжек. Спецсигналами, приспособленными к почтовым тройкам, стали пользоваться и дворяне, отчего нельзя было понять, веселый барин гуляет или тройка курьера самой скоростной фельдъегерской связи несется. Императорский указ 1836 года запретил колокольчики для использования частными лицами. Но, как и сегодня, в ХIХ веке у российского человека отношение к этому особое. Звона на дорогах не убавилось, а на сбрую стали вешать еще и бубенцы – шарообразные колокольцы с дробиной внутри. За «воркующий» звук их называли воркунами, позвонцами, балабончиками… На старинных колокольцах рядом с именем мастера обязательно гравировалась надпись-напутствие или поговорки: «кого люблю – того дарю», «звеню – потешаю, еду – поспешаю»…

Сейчас волшебный Балагур на пенсии, ему 22 года, и он легко работает под седлом на конюшне у знаменитой спортсменки Моники Теодореску. Имеет право! Ведь 10 лет представитель орловской рысистой породы Балагур «отдувался» за представителей верховых пород, удивляя всех! «Спасибо Балагуру, – говорит о своем любимце Саша Корелова, – он настоящая личность. У него сильный характер, он любит публику и аплодисменты».

 

Новые статьи

Популярные статьи