Шёлковый путь

04.08.2014

Текст: Константин Комков

На старте пятого по счету ралли «Шелковый путь» насчитывалось 75 автомобилей и 24 грузовика двух десятков марок, причем подготовленных известными гоночными структурами, такими как бельгийская OVERDRIVE, французские DESSOUDE, SMG и SCHLESSER, российские КАМАЗ-мастер, G-FORCE Motorsport и NARTTIME. И это несмотря на то что менее чем через неделю стартовал этап Кубка мира FIA по внедорожным ралли – испанская баха и спортсмены, сделавшие ставку на эту международную серию, физически не успевали на обе гонки. К такой численности и такому качественному составу участников стремятся все организаторы внедорожных ралли, но мало кому это удается. Ведь в составе экипажей были представители 27 стран мира, и среди них немало опытных спортсменов, в послужном списке которых участие во многих ралли-рейдах. На этот раз им был предложен маршрут от московского до астраханского Кремля общей протяженностью 4096 километров, из которых без малого 3000 километров составили специальные участки (СУ).

Конечно, по опыту среди участников не было равных Жан-Луи Шлессеру, который 12 сентября отпразднует 65-й день рождения. Даже если отбросить всю эклектику спортивной биографии Жан-Луи: чемпионские титулы в Формуле-3, один из которых он в 1978 году разделил с Аленом Простом, победы в немецком чемпионате спорт-прототипов в 1989–90 годах и даже знаменитое столкновение с Айртоном Сенной в 1988 году на Гран-при Италии, – достаточно того, что с 1992 года он становится ключевой фигурой в ралли-рейдах, выступая на багги своей собственной конструкции. В этой дисциплине на его счету пять Кубков мира, две победы в абсолюте на «Дакаре». И этот список можно продолжать долго. Но не только «лису пустыни» рукоплескали зрители, собравшиеся на Красной площади. Среди стартовавших были и звезды грузового зачета, в котором отечественным КамАЗам предстояла непростая борьба с TATRA, MAN, GINAF, LIAZ, MERCEDES, SCANIA, DAF и МАЗ. После праздника на Красной площади караван ралли в режиме дорожной связки добрался до Тамбова, откуда и началась гонка.

По российской саванне

В половине седьмого утра первый автомобиль покинул гостеприимный Тамбов, чтобы к половине десятого, оставив позади 242-километровую дорожную связку, прибыть на старт первой части СУ. Это был последний на этом ралли перегон по асфальту, сопоставимый с гоночным отрезком этапа протяженностью без малого 200 километров. Впрочем, на пути до Волгограда было два СУ. Трасса первого проходила по накатанным дорогам вдоль реки, среди полей, через перелески и овраги, а маршрут давал возможность даже новичкам комфортно «вкатиться» в гонку. Впрочем, в середине СУ участников ждал саванный пейзаж. И это в центральной России. Второй СУ начинался уже за рекой Медведицей на границе песчаной зоны. Трасса ралли петляла среди первых дюнных кордонов и привела к настоящей пустыне, пожалуй, самой северной в мире из известных песчаных пустынь – Арчединско-Донским пескам. И сюрпризом этого этапа стала вовсе не победа Филиппа Гаша на новом багги SMG (Speedy-Mobil-Gache), а шестой результат Бориса Гадасина, уступившего победителю более 22 минут. Внедорожные ралли – это не только скорость и навигация, но еще и тактика. Никто из гонщиков не любит стартовать первым, но эта честь «открывать трассу» выпала победителю предыдущего «Шелкового пути» Борису Гадасину. С более выгодной второй позиции начал гонку Шлессер, хотя из-за густой пыли ему так и не удалось обойти Гадасина. На втором СУ опытный француз, воспользовавшись ошибкой Бориса, оказался впереди, но решил не рисковать в этот очень жаркий день и пропустил Владимира Васильева и Гаша. Заметим, что еще до старта его соотечественник, уже четыре года не участвовавший в ралли в качестве пилота, заявил, что выходит на старт, чтобы опробовать версию багги 2014 года: «Подчеркиваю, я не ставлю перед собой задачи показать результат, главное – испытать автомобиль. Ведь никакие тесты не могут заменить настоящую гонку, когда проезжаешь тысячи километров в экстремальных условиях». Беспроигрышная позиция. Кстати, Гадасин тоже выступал на своем новом прототипе G-Force Proto New Line, опробованном в гоночном режиме только в конце мая на бахе «Крым», но скидок себе по этому поводу не делал. Скорее наоборот: «Мы недостаточно сбросили давление в шинах и поэтому через дюны было ехать непросто, – объяснил он. – Я совсем забыл, что песок становится очень вязким в такую жару». Да, жарко было в этом году на трассе «Шелкового пути», и даже на бивуаке в Волгограде температура зашкаливала за 30°C. Выступавший на предыдущей версии G-Force Proto, доказавшей свою конкурентоспособность на многих мировых трассах, Владимир Васильев уступил Гашу менее трех минут.

Несколько неожиданно завершился первый этап в грузовом зачете. Впрочем, ничего удивительного, ведь первым на финише был экипаж команды «КАМАЗ-мастер», представленной пятью экипажами. Причем только два из них выступали в том же составе, что и на последнем «Дакаре», где они заняли соответственно второе и третье места: Айрат Мардеев – Айдар Беляев – Антон Мирный и Андрей Каргинов – Андрей Мокеев – Игорь Девяткин. А вот в экипаже победителя «Дакара» Эдуарда Николаева произошло изменение: восемь раз выигрывавший январский марафон Сергей Савостин уступил свое кресло начинающему штурману Евгению Яковлеву. После того как Ильгизар Мардеев объявил о завершении своей карьеры пилота, его место за рулем «быстрой технички» команды занял Дмитрий Сотников. В январе он в одном экипаже с Антоном Шибаловым занял первое место в грузовом зачете африканского марафона Africa Race, уступив в общем зачете только Шлессеру. А теперь экипаж Шибалова показал лучшее время на первом этапе «Шелкового пути». Финишировавший вторым Айрат Мардеев уступил товарищу по команде чуть более двух минут. «Я стартовал первым среди грузовиков и сначала пытался ехать по автомобильному следу, но потом пришлось прокладывать собственную дорогу, – рассказал он на финише этапа. – Сегодня была настоящая гонка. Никаких разминок. Первые 200 километров по жесткому грунту, а вот на втором СУ начались пески. И вымотались мы на этих 175 километрах больше, чем на первых двухстах. Пески невысокие, но очень сыпучие».

Путями караванов

Второй этап ралли обошелся практически без дорожных связок (ДС) – не случайно он был задуман как кольцевой по Волгоградской области. Всего пять километров, чтобы доехать до старта, а затем два СУ, соответственно 333 и 145 километров, разделенных 44-километровой связкой и завершающих 18 километров по асфальту до бивуака. С самого утра солнце нещадно палило над окрестностями города, который в этом году отметил 70-летие великой Сталинградской битвы. День обещал экстрим – как с точки зрения климата, так и накала спортивных страстей. Уже в самом начале немало экипажей заблудились и не сразу вышли на нужный курс. Лучше других справился с особенностями рельефа и сложной навигацией экипаж Владимира Васильева, вышедший в лидеры по сумме этапов. Второй результат дня показал Гаш, закрепившийся на второй позиции. Но если он уступает лидеру менее четырех минут, то отставание финишировавшего четвертым Шлессера составило почти 19 минут. Тем не менее по сумме именитый француз опережает Гадасина, считавшегося его основным соперником и выигравшего у него, несмотря на забарахливший генератор, на этапе почти пять минут. Следующие места в иерархии автомобильного зачета заняли экипажи знаменитого польского прыгуна с трамплина Адама Малыша и российской команды «ПЭК» в составе Евгения Фирсова – Вадима Филатова, выступавшие на автомобилях, подготовленных бельгийской раллийной структурой Overdrive.

Накануне экипаж Андрея Каргинова потерял 40 минут, устраняя техническую неисправность своего КамАЗа, и стартовал с девятой позиции. Тем не менее 478 километров волгоградской петли он прошел почти на четыре минуты победителя автомобильного зачета. И это при том что на СУ грузовики не имеют права превышать скорость в 150 км/ч. Второго результата хватило Айрату Мардееву, чтобы возглавить грузовой зачет по сумме.

На третьем этапе караван ралли продолжил путь на юг. Этот марафонский этап протяженностью 486 километров стал более чем серьезным испытанием для многих участников, но не для Шлессера, который безупречно преодолел дистанцию. В результате он переместился на вторую позицию по сумме. А в лидеры снова вышел финишировавший вторым Гаш – на трассе ему пришлось менять заднее колесо. Пробил покрышку и показавший третий результат Малыш. Неудачно сложился день для Васильева, уступившего Шлессеру более 33 минут. Ему пришлось останавливаться, так как из-за жары образовался эффект паровой пробки и забарахлил бензонасос. Замкнул первую пятерку экипаж Евгения Фирсова.

В грузовом зачете лавры победителя дня должны были достаться Мардееву, но не все оказалось так просто. В 150 километрах от финиша, как и накануне, не выдержала жары резина. А ведь даже в идеальных условиях на замену 150-килограммового колеса у экипажа уходит не менее восьми минут. Так что на финише в Астрахани выяснилось, что лучшее время на СУ показал Николаев. Впрочем, еще на дорожной связке ему пришлось остановиться для ремонта. Экипаж все же успел на старт, но с опозданием на два с половиной часа. Так что, несмотря на победу, огромный временной штраф отбросил его на предпоследнее место. Заметим, что незадолго до старта на грузовик Николаева был установлен оснащенный электроникой двигатель зарубежного производства. В этот день камазовскую монополию на первые места разбавила уже не Tatra Алеша Лопрайса, как это было в самом начале, а белорусский МАЗ под управлением Сергея Вязовича. Неудача поджидала выигравшего предыдущий этап Каргинова: после отказа двигателя до асфальта его отбуксировал Шибалов, в свою очередь, столкнувшийся с проблемами подвески.

Allegro ma non troppo

В этом году Астрахань была конечной точкой маршрута, но до финиша гонки оставалось еще четыре дня и 1700 километров пути. А потому на четвертом этапе трасса повернула на запад. Еще один длинный СУ приводил участников в столицу Калмыкии. Первым стартовал Шлессер, за ним на трассу отправился Гаш. Французская дуэль закончилась тем, что Гаш остался на 184-м километре со сломанной коробкой передач, а Шлессер финишировал только пятым, уступив выигравшему СУ Васильеву более четверти часа. Казалось бы, сход багги SMG лишил гонку интриги, но на самом деле только туже затянул ее узел. В самом деле, претендентов на победу теперь разделяли всего 19 секунд. В грузовом зачете этап выиграл Шибалов, взявший реванш за случившиеся накануне проблемы с карданами. Удачным выдался день и для Лопрайса: чешский гонщик наконец избежал технических проблем и показал второй результат.

На обратном пути в Астрахань штурманам были уготованы непростые испытания, добавившие пикантности гонке, большая часть маршрута которой снова проходила в пустынных декорациях. Лидеры продолжали сражаться за секунды до тех пор, пока Васильев не потерял более четверти часа на поиски контрольной точки. Разнервничавшись, он повредил подвеску и уступил французу более 25 минут. Показавший накануне третий результат Андрей Дмитриев, как говорят гонщики, «поймал крышу», серию переворотов совершил и реально претендовавший на подиум Малыш. В результате на третьей позиции прочно закрепился Фирсов. В грузовом зачете еще победу на СУ одержал Николаев, а его товарищу по команде Мардееву было более чем достаточно и второго результата, ведь он на два часа 27 минут опережал ближайшего соперника.

Казалось бы, после этого этапа изменить сложившуюся на «Шелковом пути-2013» иерархию невозможно, даже несмотря на то что следующий СУ как по протяженности, так и по конфигурации не уступал предыдущим. Скорее наоборот. Просто слишком большим было преимущество Шлессера и Мардеева. В такой ситуации лидеры обычно просто контролируют ближайших соперников. Но вопреки правилу и на предпоследнем этапе накал борьбы не спал. Стартовавший с пятой позиции Васильев быстро нагнал заблудившегося Шлессера и в конце концов одержал победу, отыграв восемь минут.

В грузовом зачете лавры победителя достались Шибалову. Показавший второй результат Сотников останавливался, чтобы помочь Мардееву, у которого случились проблемы с двигателем. Третий результат – у Николаева, ехавшего вместе со Шлессером и даже заблудившегося вместе с ним в начале этапа... Результата, показанного Мардеевым, было бы достаточно, чтобы сохранить лидерство по сумме этапов, причем с солидным, почти что пятидесятиминутным преимуществом над ближайшими преследователями. Но двухчасовой штраф за пропущенную контрольную точку отбросил его на четвертое место по сумме позади Сергея Вязовича (МАЗ). Так что статус-кво сохранить не удалось.

Оставив позади более четырех тысяч километров, участники ралли «Шелковый путь-2013» вышли на финишную прямую. Но и 87 километров завершавшего гонку СУ не были простой формальностью. Скорее это была уменьшенная копия всего маршрута, которую венчал финишный спурт вдоль Волги. Да, пятое по счету ралли «Шелковый путь» стало тем самым настоящим «африканским» марафоном, о котором до сих пор опытные спортсмены рассказывают легенды. Вот и после «Шелкового пути» некоторые участники будут вспоминать, как им пришлось доставать лопаты, чтобы вызволить своих железных коней в нескольких сотнях метров от финиша.

До последнего метра дистанции Васильев прессинговал Шлессера, но француз уступил ему всего 36 секунд. Таким образом, в результате напряженной недельной схватки экипаж Жан-Луи Шлессер – Константин Жильцов выиграл пятое издание ралли «Шелковый путь».

Подходя к подиуму, расположенному у стен Астраханского кремля, Шлессер обнял и поздравил Дмитрия Сотникова, одержавшего победу в грузовом зачете. В свои 28 лет Дмитрий не скрывал радости от победы, которую одержал с товарищами по экипажу. Он признался: «Ведь я всего два года езжу в качестве пилота и даже подумать не мог, что въеду в Астрахань победителем. Команда доверила мне роль водителя грузовика быстрой технической помощи, я вез запчасти для других экипажей. Но после того как Айрат (Мардеев) получил двухчасовой штраф, я понял, что у меня есть шанс выиграть! Наш руководитель команды Владимир Чагин сказал, что это будет тяжелый день, но он не давал нам никаких установок... Я очень волновался на последнем СУ, потому что Антон (Шибалов) обошел нас в 20 километрах от финиша... Тогда я понял, что у нас оставалась всего минута преимущества, и действительно выложился! Это моя первая личная победа, ведь на Africa Race мы ехали по очереди с Антоном (Шибаловым)». Что ж, победы Шлессера и Сотникова весьма символичны: это победы старой школы и молодости.

P.S. В одном из своих предстартовых интервью знаменитый «лис пустыни», оставшийся верным африканскому континенту и пять раз подряд выигрывавший марафон Africa Race, заметил, что в этом году на него произвел впечатление очень быстрый экипаж команды «КАМАЗ-мастер», первым в грузовом зачете и вторым в абсолюте финишировавший на Розовом озере. Шлессер тогда сказал: «Думаю, что они снова будут наступать мне на пятки». Провидец не провидец, а в интуиции не откажешь.

Новые статьи

Популярные статьи