Подводная охота: слагаемые успеха

01.10.2014

Итак, вы приобрели все необходимое подводное снаряжение, ружье, изучили свои права и правила поведения на охоте. Казалось бы, можно в воду – и, считай, со стола у семьи и ближайшей родни рыба сходить уже никогда не будет?.. Увы. Нужны еще кое-какие «мелочи». Те самые, из которых складывается успех. А успех на охоте складывается из мастерства подводного охотника, его физической и психологической подготовки, знания им повадок рыб и особенностей водоема и, конечно, из… везения. 

Текст: Виталий ВИНОГРАДОВ

Основу высокого мастерства в любой области составляет талант или врожденные данные конкретного человека. Не зря же утвердились в народе такие характеристики, как «он специалист (художник, музыкант и пр.) от Бога» и наоборот: «Ему это не дано!». Однако талант требуется в том случае, когда речь идет о самых больших высотах в той или иной области. В частности, чтобы стать просто хорошим подводным охотником, никаких особых данных не требуется. Следует просто научиться:
– бесшумно плавать и нырять;
– погружаться без особого напряжения хотя бы на пять метров;
– без опаски, но аккуратно пролезать и обследовать завалы и густые заросли водной растительности;
– менять тактику охоты в зависимости от обстановки;
– быстро принимать решения под водой;
– видеть и распознавать рыбу в ее естественной среде;
– правильно обращаться с уже подстреленной добычей.
Если вы всему вышеперечисленному научитесь, но не будете ничего знать про объект своей охоты, то вам придется уповать только на Его Величество Случай. Поэтому, чтобы стать настоящим мастером, необходимо еще знать:
– характерные места отдыха и охоты (кормежки) той или иной рыбы;
– пути сезонных и суточных миграций;
– характерные особенности рыбы, то есть какие органы чувств лучше развиты, а какие – хуже, степень осторожности, пугливости, любопытства и т.д.;
– строение рыбы (для определения убойных мест и правильного обращения с ней после выстрела).

Также необходимо (применительно к нашему делу, конечно) хорошо представлять себе особенности водоемов, то есть чем отличаются река от озера или горная река – от равнинной. Дело в том, что одна и та же рыба, живущая в озере и в реке, может иметь совсем разные повадки. Методы охоты, дающие хорошие результаты в одном типе водоемов, в другом могут быть совсем неприменимы. Только хорошо представляя, на кого и в какой обстановке придется охотиться, вы сможете правильно выбрать снаряжение и оружие. 
Даже состояние погоды – давление, температура воздуха и воды, ветер – на одних водоемах никак или почти никак не сказывается на поведении рыбы, а значит, и на возможных результатах охоты, а на других – порой целиком и полностью ими определяется. В частности, влияние погодных условий на поведение рыбы в стоячих водоемах, таких как большие озера и водохранилища, намного существенней, чем в малых и быстрых реках.
Не последнюю роль в достижении успеха на подводной охоте играет и состояние здоровья охотника – как физического, так и психологического. Тот охотник, кто плавает вдвое дольше, при прочих равных и шансов на успех имеет вдвое больше. Охотник, не умеющий нырять, при том что рыба будет находиться на глубине, останется без добычи. Смелый (но не безрассудный!), психологически подготовленный охотник сможет забраться в подводный завал, где как раз обычно и прячется рыба. И так далее. 

Но жизнь подводных обитателей настолько многообразна, настолько сложна и непознаваема, что для конкретного успеха может не хватить и самых глубоких знаний, отточенного мастерства и отменного здоровья. Порой везение на охоте играет огромную, а иногда и решающую роль. Говорят: «Новичкам везет!», и это подтверждает вышесказанное. Однако я бы не советовал уповать только на слепое везение, даже если вы по жизни «везунчик». Все равно несравненно высокие результаты в подводной охоте будут давать мастерство, упорство и трудолюбие. Впрочем, как и в любом другом деле. Только не подумайте, что столь большой объем знаний и умений вам не по плечу. Если вы способны к анализу, к осмысливанию каждой охоты и каждой ситуации на охоте, то необходимые знания и умения будут приходить к вам постоянно. Мастерство будет расти от охоты к охоте. Согласитесь, чувствовать, что у вас все лучше и лучше получается ваше дело, – уже удовлетворение. А тут еще все больше и больше благодарности от тех, кто лакомится добытой вами рыбой… 

Чтобы окончательно убедить читателей в том, что «не так страшен черт, как его малюют», приведу откровения одного моего юного друга, который только-только начал постигать науку побеждать. Так сказать – истина из первых уст… 
«Начинал я с изготовления речного и полуморского ружей по чертежам Учителя – моего друга и наставника – и под его постоянным руководством. На это ушло несколько месяцев. Потом заказывал и делал сам снаряжение из того, что в магазинах не купить. Но главное обучение началось при наших совместных поездках на охоту. Оказывается, каждая рыба ведет себя под водой по-своему; по-разному и в разных местах подводного царства они прячутся от своих врагов. Уже на стреле рыбы ведут себя неодинаково, а на кукан подстреленная щука вешается не так, как язь или голавль, а налим и сом – не так, как угорь. И еще десятки и сотни премудростей подводной охоты, накопленные Учителем за сорок лет, с усердием прилежного ученика вбирал я на этих совместных охотах.
Еще я понял, что многому в нашем деле невозможно научиться по книжке или даже со слов мастера. Охота на угря – наглядный тому пример. Среди маститых сегодня охотников я знаю многих, кого в разное время Учитель буквально за руку водил по подводным дебрям, обучая тому, как находить и как брать эту змееподобную рыбу. Так же было и со мной. Так, по его собственным признаниям, лет тридцать пять назад было и с ним самим.

В подводной охоте, пожалуй, охота на сомов имеет больше всего особенностей и специфики. Обусловлено это, во-первых, тем, что сом – хищник ночной и днем прячется совсем не так, как другие рыбы; во-вторых, особенностями строения своего тела, но главное, конечно, – тем, что усатый противник подводного охотника может превосходить его и по размеру, и по весу. Науку побеждать сомов я постигал под Астраханью, куда мы с Учителем и еще двумя охотниками ездили уже в четвертый раз. Каждый раз я узнавал что-то новое о том, в каких местах искать эту рыбу. Теперь я в состоянии в темном переплетении корневищ тростника заметить и отличить от фона кусочек черной спины или пятнистого бока рыбины. Сом – рыба крупная, и целиком его увидеть удается крайне редко. Это создает проблемы с выстрелом. Куда стрелять? В живот – может разорваться и уйти. А в довольно тонкую, но составляющую большую часть тела хвостовую часть стрелять можно? Оказывается, можно. Но только в его верхнюю половину, так как нижняя часть гарпуном и линем легко разрезается вдоль лучей, образующих основание плавника.

Прошлой весной состоялось мое первое по-настоящему боевое крещение: я взял действительно крупного сома. 26-килограммовый гигант (мне он под водой показался просто монстром!), будучи уже на лине, не собирался расставаться со свободой. Своей дубинообразной башкой он ударил меня в грудь, потом сбил маску с лица… Не стану пересказывать всех перипетий этого боя, но признаюсь честно: в какой-то момент я пожалел, что связался с ним...
На мой призыв о помощи приплыл Учитель. Первым делом он заставил меня вновь взять загубник в рот и опустить голову в воду, исправив, таким образом, мою главную ошибку в той ситуации. Потом он оценил возможность схода рыбы, нырнул и из своего ружья поразил ее вторично, уже в надежном месте – сразу за головой. Все еще сопротивляющегося сома вдвоем мы отбуксировали к берегу. Стоя по пояс в воде, я получил еще урок по тому, как извлекать стрелу из мягкого бревноподобного тела. Это тоже было непросто.
В тот же день удача снова улыбнулась мне. Я увидел здоровенный хвост сома, торчащий из-под травы, и решил позвать своего наставника. Пусть он продемонстрирует технику, а я посмотрю и поучусь. Да и хвост больно крупный – могу не справиться.

Учитель услышал меня, быстро подплыл, должно быть, полагая, что я снова зову его на помощь. Узнав, в чем дело, он, словно породистая охотничья собака, взявшая след, бросился в поиск. Показывать, где лежал сом, мне не пришлось: Учитель тут же его нашел сам. Дальше я с интересом наблюдал за всем происходящим и получил кроме науки огромное эстетическое удовольствие. Сквозь прозрачную воду сверху мне было отлично все видно, будто восседаю я на трибунах древнего Колизея и слежу за боем двух гладиаторов. Один имеет стреляющее пневматическое оружие, но находится в чуждой ему среде, на чужой территории. А второй размером даже больше первого, но в своей стихии, однако оружие его примитивнее – огромная тяжелая дубина.

Мой учитель только увидел цель, сразу же нырнул и пошел на сближение. У дна перед рыбиной он на секунду задержался, и почти одновременно я услышал звук выстрела и увидел взрыв. Взорвались и разлетелись в стороны два квадратных метра травы, из которой вылетел огромный серый сом. Рыбина потащила охотника за собой, но тот не упирался, напротив – он активно заработал ластами, как бы подыгрывая сопернику. Я знаю, что делает это Учитель с одной целью – не дать рыбине себя разорвать на первых же самых сильных рывках. Постепенно, по наклонной восходящей, охотник всплыл, но продолжал следовать за сомом и повторять все его движения. Я делаю знак другу, что готов стрелять в хорошо теперь видимую цель и помочь ему. Но он отрицательно качает рукой: сам, мол, справлюсь.
В какой-то момент рыба оказалась в непосредственной близости от меня. Я стал отрабатывать ластами, дабы сдвинуться в сторонку, и тут же подвергся нападению. Сом дважды делал резкие выпады, разевал свою огромную белую пасть и пытался цапнуть меня за ласты. Очевидно, их ярко-желтый цвет и движения туда-сюда перед самым его носом не понравились и разозлили властелина водоема. Потом я видел, как он то же самое делал и со своим обидчиком.

Трудно сказать, сколько времени Учитель изматывал своего противника. Стрела тащилась слева от рыбины, а справа выходил линь. Разрыва шкуры и мяса, несмотря на то что пробита довольно тонкая хвостовая часть, не было. Я любовался грациозно плавающей над дном огромной рыбиной и думал, что вот бы снять все это на видео. Была бы уникальная пленка, подобной которой во всем мире не сыскать. Пресноводный сом-гигант – это вам не пресловутые акулы или груперы.

Вспоминая о том, сколько я мучился со своим вполовину меньшим сомом при нанизывании его на кукан, мне было интересно, что будет дальше. Вот Валерий ныряет к сому, даже куда-то под него и подхватывает стрелу. Быстро срывает с нее повисшие травяные лохмотья, вставляет в ружье, заряжает и… снова стреляет. Вот это номер! Теперь сом пробит дважды, словно огромная иголка сделала на нем пару стежков, не вынимая из «материала» нитки. Стрела наискось в самом толстом месте прошла через сома, но не навылет, и равными частями торчала с двух сторон. Учитель ухватился за нее, бросил ружье и, направляя сома в сторону берега, размеренно заработал ластами. Сом еще не сдался, силы в нем оставалось немало, поэтому охотник, опасаясь за сохранность стрелы, держал ее крепко, но мягко (сколько их нам сомы попортили да погнули!), поддаваясь изгибам рыбы то в одну, то в другую сторону. Но общее направление движения – к берегу и единственному проходу в тростнике перед нашим лагерем – Учитель выдерживал твердо. Бой он, безусловно, выиграл.

Я, кажется, получил ответы на все свои вопросы и, удовлетворенный, насладившийся увиденным, развернулся и поплыл искать своего рекордного сома. Уж теперь-то он у меня не уйдет…» 

Новые статьи

Популярные статьи