Под воду без опаски

04.08.2014

Подводная охота считается экстремальным видом спорта и отдыха. Это подтверждается уже тем фактом, что курс подводной охоты изучается в Российском государственном университете физкультуры на кафедре экстремальных видов спорта. Опасность для тех, кто увлекается этим видом, исходит прежде всего от среды, в которой осуществляется охота, – от водной среды: увы, человек – существо исключительно сухопутное. К сожалению, не только чуждая среда представляет опасность для ныряющего человека. Поэтому, чтобы такое интересное и здоровое хобби десятков тысяч наших граждан было практически безопасным, следует знать и неукоснительно выполнять ряд мер безопасности.


Можно много и долго читать всяческие рекомендации и наставления по безопасной охоте на рыб, но, к сожалению, это не всегда предохраняет от несчастного случая. Слишком много самых разнообразных, порой непредсказуемых ситуаций может сложиться во время схватки человека с противником на его территории. Однако это объективное обстоятельство никоим образом не должно приводить к выводу о бесполезности таких наставлений и правил. Их польза и необходимость давно доказаны самой практикой охоты. Поэтому приступим…

Как это ни покажется странным, но главную опасность для охотника представляет… он сам. Точнее – его бездумный охотничий азарт. Тот из нас, кто не может себя контролировать в самые кульминационные моменты охотничьего процесса («рукопашная» схватка с трофейным экземпляром, преследование сорвавшейся с гарпуна рыбы и т.д.), сильно рискует жизнью и здоровьем. И вообще известная фраза «риск – дело благородное» к подводной охоте не применима. Давайте помнить о том, что хотя в руках у нас и ружье, но под воду мы пришли в первую очередь за удовольствием и здоровьем, а не за рыбой. Рыбу намного проще (и дешевле!) купить в магазине.

Чрезмерно азартный охотник гонится за сорвавшейся рыбой, тянется под камень и хватает, хватает выскальзывающего подранка, совсем забыв, что уже слишком долго находится под водой… Сознание отключается мгновенно и без предупреждения – так устроен наш организм. И потом, когда находят под водой погибшего охотника, сжимающего рукоятку своего ружья, и на его гарпуне – тоже уснувшая рыба, нет сомнений, что погубил его исключительно собственный азарт.

Последнее время в среде ластоногих охотников активно продвигается идея глубокого ныряния и необходимой для этого продолжительной задержки дыхания. Спору нет – и то, и другое положительно сказывается на конечном результате, если опять же под конечным результатом подразумевать количество добываемой рыбы. Однако увлечение долгими и сверхдолгими задержками дыхания таит в себе тот самый блэкаут – потерю сознания, о котором мы только что говорили. Статистика несчастных случаев последних лет говорит о том, что гибнут от этого именно опытные ныряльщики, обладавшие очень продолжительной задержкой дыхания. Отсюда вывод: ни при каких условиях не доводить время пребывания под водой до предельных для вас величин. И после продолжительного нырка время пребывания и отдыха на поверхности должно быть минимум вдвое больше, чем то, что вы провели под водой.

С улучшением благосостояния многих россиян на реках, озерах и водохранилищах резко возросло число различных плавсредств. Причем это уже не прежние байдарки и тихоходные моторки, а мощные катера, скутеры, пропеллерные и водометные суда, которые носятся по водной глади очень быстро и для которых мелководье и травяные заросли – не преграда. Подводный охотник уже нигде не может чувствовать себя в полной безопасности от этого визжащего и крутящегося железа. Если 15–20 лет назад рекомендация «прислушиваться к шуму мотора, поскорей выныривать и оглядываться» работала, то теперь и это зачастую не помогает. Не всегда выручает охотников и яркий сигнальный буй на поверхности: любопытные водные гонщики нередко несутся к такому бую, чтобы посмотреть, что это такое. К тому же использовать буй можно только на больших пространствах открытой воды, а, например, на реках, где присутствуют травяные заросли, бревна и коряги, буй, связанный с охотником крепким линем, из средства безопасности превращается в средство опасности.

Тот факт, что подводная охота предполагает применение ружей и пистолетов, требует от нас осторожного с ними обращения. Подводные ружья – мощные стреляющие устройства. Так, если пневматическим ружьем выстрелить на воздухе, то отвязанная стрела улетит далеко за сто метров. Причем это не 9 граммов, а 200: можно представить, какая энергия заключена в таком оружии! Понятие «осторожное обращение» предполагает много допустимых и недопустимых приемов обращения с ним, порядок правильного ухода, эксплуатации и так далее. Но есть одно непреложное, главное правило: подводное ружье заряжается и разряжается всегда только в воде. Даже если вы на пару минут покидаете воду, разрядите ружье. Когда стоите по пояс в воде и разговариваете с другом, ружье должно оставаться в воде и «смотреть» в дно. Оправдание типа: «А я поставил на предохранитель…» не принимается, ибо любой предохранитель – механическое устройство, способное выходить из строя. Я уже два десятка лет отстаиваю принцип: подводное ружье не должно иметь предохранитель. Когда мы надеемся на себя и приучаем себя к неукоснительному исполнению определенных правил, это намного вернее, чем упование на самые надежные механизмы.

К сожалению, и здесь не все зависит от нас. Большая и мощная рыбина редко бывает обездвижена выстрелом из подводного ружья: она начинает метаться и бороться за свою жизнь и свободу. При этом если стрела не пролетела навылет, а торчит в ней, то этой самой стрелой может достаться и охотнику. Наконечники же у нас теперь все острее и острее, а жало – с режущими гранями… Это следует иметь в виду и в подобной ситуации лучше не рисковать и держаться от рыбины подальше до тех пор, пока та не обессилет и не успокоится. Кстати, даже если стрела и прошла навылет ваш трофей, то он сам, своей массой и скоростью, непреднамеренно, конечно, но может послать охотника в нокаут. Мне таким образом доставалось и от щук, и от сомов.

Категорически нельзя стрелять в цель, если вы на все сто не уверены, что перед вами рыба. Те же черные ласты действительно похожи на хвост уплывающего сома, но все же это не сом, а ласты (увы, простреленные ласты не такая уж и редкость…). Еще хуже, когда начинающий охотник в условиях плохой видимости принимается стрелять «по теням». Жертвы такой стрельбы тоже, увы, имеются. Полностью обезопасить данную ситуацию рекомендацией вроде: «Держитесь подальше от таких горе-охотников!» тоже не получится.

Когда начинающий охотник выбирает в магазине грузовой пояс, то непременно услышит от продавца: «Возьмите вот этот. У него легко раскрывающаяся пряжка и пояс, в критической ситуации можно с себя быстро сбросить». Действительно, такой прием быстрого аварийного всплытия на поверхность у всех на слуху, однако пришел он к нам из тех стран, где практикуется исключительно морская охота. Российский же подводник на 95 процентов – охотник «пресноводный», а в речных условиях, где обилие травы, плавающие острова и подводные завалы, сброс грузового пояса может иметь обратный эффект. Да, большую положительную плавучесть охотник получит, но эта мощная сила так прижмет его к веткам и стволам, что вырваться из этих цепких лап будет много сложнее, чем если бы он имел нулевую (т.е. не сбрасывал пояс) плавучесть. Короче, сбрасывать грузовой пояс можно только тогда, когда над вами до самой поверхности нет каких-либо преград.

Есть еще одна столь же расхожая, сколь и ошибочная рекомендация: мол, охотники должны страховать друг друга. Опять же это верно для больших пространств открытой воды: морей, больших и прозрачных озер, карьеров и водохранилищ. В наших же равнинных и горных реках из-за течения, извилистости русел, обилия в них травы и не слишком высокой прозрачности воды охотники уже через пару минут теряют друг друга из виду. Страховать охотника с берега из-за прибрежных кустов и деревьев – тоже иллюзия.

Всякий охотник стремится уединиться не только из соображений безопасности. Мы лезем в воду и для того, чтобы налюбоваться чудесным подводным миром, но и за рыбой – тоже. А она пуглива, и чем меньше пугающих ее факторов, тем выше наши шансы на успех. Понятно, что еще один охотник в непосредственной близости эти шансы понижает. Да и воду замутит, если окажется несколько выше по течению. Все известные российские мастера подводной охоты признаются, что наше увлечение – действо одиночное. Они всегда стремятся уединиться на акватории, чтобы только их мастерство сказывалось на конечном результате.

Отдыхая прошлым летом в дельте Волги на одной из рыболовных баз, я никак не мог найти в тростниках сазана. Знакомые охотники из Уфы обнаружили эту трофейную рыбу в протоке и звали меня. Но прозрачность воды там меньше метра, рыба находится у дна, на глубине 5–6 метров, под завалом, ветки которого, без сомнения, увешаны блеснами и обрывками сетей. И все это при довольно мощном течении. Конечно, я сам отказался, но и им, на правах старшего товарища, посоветовал туда не нырять. Никакая рыба не стоит такого риска. А спустя полгода точно в таких же условиях мы потеряли замечательного человека и сильного охотника, который повис на браконьерских крючьях в двух метрах от поверхности. Он пренебрег опасностью такой охоты и оставил своего 15-летнего сына сиротой…

К сожалению, рамки настоящей статьи не позволяют расписать подробно все «страховые» случаи на подводной охоте и дать конкретные рекомендации по ним. Например, в равнинных реках серьезную опасность для ныряющего человека представляют рыболовные сети, переметы и ужасные острейшие крючья, которые браконьеры ставят на осетровых рыб. В горных реках того и гляди мощное течение кинет вас на камень, прижмет под водой к отвесной стенке или затянет в глубь завала из бревен. Зимой – свои «прелести». Течение незаметно может затащить вас под лед, нанести на нырнувшего охотника невесть откуда взявшуюся льдину, уже на берегу превратить его мокрый гидрокостюм в несгибаемый панцирь, а самого охотника – в «оловянного солдатика»… От всех этих напастий можно уберечься при соблюдении двух условий: первое – знать, как их избежать, и второе – эти знания неукоснительно исполнять.

Какой же вывод из всего сказанного можно сделать? Подводный охотник, находясь в воде, от всех бед выручает себя сам. Но еще лучше – в эти беды не попадать. При этом «рассчитывать на себя» не значит уповать на предохранитель в ружье, классный нож, свои могучие бицепсы или сумасшедшую задержку дыхания. Самый главный, единственно правильный «предохранитель» находится в вашем мозгу. Только он действительно надежно может уберечь вас от беды.

Дорогие друзья-подводники, неукоснительно соблюдайте меры безопасности на охоте, которые ныне подробно описаны в имеющейся литературе по подводной охоте. Да, могут быть ситуации, которые невозможно предвидеть, так называемый «форс-мажор». Но попробуйте вспомнить все известные вам травмы и несчастья, случившиеся с нашим братом, и вы убедитесь, что почти всегда они происходили по причине несоблюдения того или иного, уже известного правила безопасности. Хороший охотник – умный охотник. А дисциплинированность и осторожность – непременные условия безопасной подводной охоты, безопасной для вас и для окружающих. Помните: на берегу вас ждут родные и близкие. И вы им бесконечно дороже, чем пара килограммов самой замечательной рыбы…

Виталий ВИНОГРАДОВ, фото автора

Новые статьи

Популярные статьи