Клинок и закон

15.09.2014

«Со мною нож, решил я – что ж, меня так просто не возьмешь…» Эти строки из раннего периода творчества Владимира Высоцкого, как другие литературные и киноисточники, во многом способствовали созданию криминального ореола ножа. Впрочем, были и другие причины, ставившие нож за рамки закона. Как относится к ножам, их пользователям современное законодательство?


Наследие мрачных времен
В самом недавнем прошлом отправной точкой в решении законодательных, правовых, прочих вопросов, относящихся к ножам, холодному оружию, был тотальный запрет на все и вся. Декрет СНК РСФСР от 10 декабря 1918 года «О сдаче оружия» обязывал граждан сдать все имеющееся на руках оружие, в том числе холодное. В противном случае ослушникам грозило лишение свободы до 10 лет. Холодным оружием считался практически любой клинок, за исключением, может быть, кухонных ножей. Все остальное внушало подозрение. 
Разгул бандитизма в первые годы Советской власти также способствовал созданию имиджа ножа как орудия убийства. Удивительно, насколько устойчивым оказался этот имидж, хотя даже в те далекие времена мощь огнестрельного оружия была во много раз превосходящей, да и на руках у населения его было немало.
Под грозными статьями Уголовного кодекса (сначала ст. 220 УК РСФСР 1922 г., а затем ст. 218 УК РСФСР 1964 г.) ходили и подпольные коллекционеры холодного оружия. Они досконально знали содержание указанных статей, но все равно не могли расстаться с образцами своих коллекций, имевших культурную и историческую ценность. Впервые право российских граждан на коллекционирование оружия было закреплено в Законе РФ «Об оружии» 1992 года. Отныне коллекционирование холодного оружия могло осуществляться на основании лицензий, выдаваемых подразделениями Министерства внутренних дел или «Росохранкультуры».

Приобрести нельзя запретить
Но время шло, многое менялось… Подобно легендарному фениксу, вновь возродились рыночные отношения. Соответственно, возникла необходимость правильно поставить запятую внутри триады, вынесенной в подзаголовок. Раньше в разгар летнего сезона «под статьей» ходил каждый рыбак или грибник, так что самые безобидные ножи могли стать причиной больших неприятностей. Частичная отмена статей 222 и 224 Федерального закона «Об оружии», предусматривавших уголовную ответственность за ношение, хранение и изготовление холодного оружия (ХО), радикально изменила сложившуюся ситуацию, сохранив только административную ответственность (то есть штраф) за возможные нарушения.
Большая заслуга в либерализации рынка ножевых изделий принадлежит Экспертно-криминалистическому центру (ЭКЦ) МВД РФ. Сотрудники Испытательной лаборатории холодного и метательного оружия и изделий, конструктивно схожих с ним, проделали колоссальную работу по разработке ГОСТов для основных типов ножей (туристических, охотничьих, метательных и т.д.).
Прежде всего, изменился сам подход к оценке ХО. Если раньше экспертиза ХО носила в основном субъективный характер, то теперь появились объективные критерии, которые дают основание отнести предмет либо к разряду оружия, либо к конструктивно схожим с ним изделиям. Именно это дает возможность отойти от необоснованных запретов и расширить рамки дозволенного. Так, например, финские ножи («финки») были выведены из состава холодного оружия на том основании, что они имеют травмоопасную рукоять, то есть рукоять без гарды или без выраженного подпальцевого упора.
Работа по созданию ГОСТов по всем основным группам ножевых изделий велась более десяти лет начиная с середины 90-х гг. прошлого века. Фактически речь идет о серьезном 
научном исследовании, которое проводилось с опорой на собственный практический опыт, изучение музейных коллекций и специальной литературы, анализ опыта зарубежного законодательства, привлечение статистических данных и т.д. Введение ГОСТов, последующая разработка на их основе требований к проведению криминалистических экспертиз (кримтребований), а также соответствующих методик создали предпосылки для развития нормальных взаимоотношений между производителем и потребителем. 
Основной критерий, позволяющий отнести изделие к разряду ХО, – это его способность наносить поражающий (колющий) удар, вызывающий тяжелые последствия, плюс наличие защитных устройств (гарда, подпальцевый упор), исключающих травму руки в момент нанесения удара; одновременно не должно происходить разрушение (или деформация) самой конструкции. 
Традиционным средством испытания поражающего действия ХО была и остается сухая сосновая доска, а также мишень-имитатор мышечных тканей, выдерживающая до 200 ударов. Такая мишень дает более полную картину, эффективность испытаний ХО повышается. При этом идеальными образцами ХО остаются стилеты, кортики, охотничьи кинжалы. Последние относятся к категории гражданского холодного оружия, и граждане могут их приобретать при условии, что они вписываются в охотничий билет.

Что можно и чего нельзя? 
Естественно, жизнь не стоит на месте, поэтому ныне действующие ГОСТы нуждаются в доработке. Однако уже действует механизм, регламентирующий правила оборота ножевых изделий. Сегодня практически все складные ножи, за исключением отдельных моделей, уже перестали считаться оружием. Либерализация оборота ножей допускает к свободной продаже складники, длина клинка которых не превышает 150 мм. Что такое клинок 150 мм у складника? Да нож такого размера и в кармане-то с трудом уместится! 
Существенные изменения коснулись также метательного ХО (луки, арбалеты). Если раньше к оружию относились луки и арбалеты с физическим усилием 20 кг, необходимым для натяжения тетивы, то теперь пороговое значение этого усилия увеличено и составит 43 кг применительно к арбалетам и 27 кг – к лукам. Такого рода коррективы вносятся в уже существующие ГОСТы, и этот процесс идет постоянно.
Один из новых ГОСТов разработан для мачете и кукри, ставших популярными в последние годы: несмотря на внушительные размеры, холодным оружием они не считаются. В настоящее время готовятся новые кримтребования по бумерангам и сюрикенам. О каких-то боевых свойствах последних можно говорить, если их вес превышает 80 г. Но и в этом случае мы имеем дело с оружием останавливающего, а не поражающего действия. Конечно, свою лепту вносит кинематограф, превращая те же сюрикены или кукри в смертоносное оружие. В таких случаях не надо путать реальность с художественной фантазией: если для аборигенов Австралии бумеранг является оружием для охоты, то для европейца это или сувенир, или предмет коллекционирования.
Отдельную группу составляют тренировочные ножи, которые можно отнести к спортивным снарядам. Они выполнены из пластика или дерева и не имеют заточки. Например, одна из новинок – мечи для кендо. Они изготавливаются из специального магниево-цинкового сплава и полностью соответствуют всем требованиям спортивных состязаний (по размеру, весу, отсутствию деформации при ударе). Необходимые прочностные характеристики у них есть, но в разряд оружия они по понятным причинам не попадают. 

На фоне наступившей «ножевой свободы», наверное, проще назвать те образцы изделий, в отношении которых по-прежнему действует запрет. Так, холодное оружие ударно-раздробляющего действия (кистени, кастеты) никогда не будет разрешено к обороту. С кистенем никто и никогда не охотился: типичное разбойничье оружие для нанесения тяжелых травм. Аналогичный запрет действует и в отношении боевого холодного оружия, само назначение которого сомнений не вызывает. Сюда же относятся и сделанные по военным образцам стилеты, кортики, которые в гражданском обороте не находят применения. Реплики подобных вещей можно встретить на развалах, на выставках. Если они прошли сертификацию, значит, отвечают допустимым нормам: некаленый клинок (твердость не выше 25 HRC), клинок имеет заточку только с одной стороны, толщина клинка не превышает 2,4 мм, прочностные характеристики конструкции не рассчитаны на нанесение удара.
Много вопросов возникает и с кинжалами. Гражданским холодным оружием, разрешенным к обороту, считаются либо охотничьи кинжалы, либо те из них, которые являются принадлежностью национального костюма или казачьей формы. Например, для охотничьих кинжалов существуют свои требования: длина клинка не менее 150 мм, ширина не менее 40 мм и соотношение длины к ширине не должно превышать 6:1. При соблюдении этих требований кинжал является гражданским холодным оружием, разрешенным к обороту. Все кинжалы, которые по своим параметрам не относятся к вышеназванным, считаются кинжалами произвольного типа и гражданскому обороту не подлежат, их оборот ограничен коллекционированием. 

За фасадом ножевого рынка
Сказанное выше убеждает в том, что в России сложился и успешно действует рынок ножевых изделий. Либерализация ножевого законодательства была и остается одним из основных требований, обеспечивающих его нормальное функционирование. Здесь достигнут значительный прогресс. Скажем, в старой доброй Англии, где и рыночные отношения сложились давно, и демократии хватает, все складные ножи с фиксатором запрещены к обороту: размер значения не имеет. Нельзя – и все!
Почему так важны ГОСТы, о которых мы говорим? Руководствуясь ими, эксперты Испытательной лаборатории холодного и метательного оружия ЭКЦ дают заключение на тот или иной представленный образец. На основании сделанного ими заключения образец сертифицируется как нож туристический, охотничий, хозяйственно-бытового назначения и т.д. Если продукция не прошла сертификацию, она не может быть разрешена к обороту. Торговая организация обязана предоставлять сертификат на все образцы, имеющиеся в торговом зале. Таковы правила торговли. Бывает, что, получив сертификат, разрешающий продажу изделий без ограничений, фирма использует его, чтобы продавать товар с признаками ХО. Это явное нарушение, и штрафные санкции следуют незамедлительно. В этом случае сертификат может быть отменен, а лицензия отозвана. Надзор за соблюдением правил торговли осуществляют Торговая инспекция и Департамент охраны общественного порядка. 

В заключение хотелось отметить тот факт, что развитие ножевого рынка не подтвердило опасений по поводу возможного роста преступности: никакого всплеска насилия не произошло. В сводках криминальных событий, где ножи так или иначе упоминаются, бесспорными лидерами остаются кухонные ножи.
 

Андрей ВОЛОВИК
Фото Алексея ЗАЙЦЕВА

Новые статьи

Популярные статьи