Баха с прибабахом04.08.2014
Текст: Константин КОМКОВ Баха – это разновидность внедорожного ралли. Главное отличие этого соревнования с испанским названием, восходящим к одноименной местности на юге Калифорнии, от широко известных марафонов в том, что протяженность его дистанции не превышает 1200 километров. И к тому же трасса более точно обозначена в маршрутных документах и чаще всего перекрыта для постороннего движения. Словом, это зрелищный внедорожный спринт. Было время, когда Международная автомобильная федерация (FIA) выделяла бахи в отдельную серию, а Международная мотофедерация (FIM) делает это и сегодня, проводя в шесть этапов как Кубок мира по бахам, так и чемпионат мира по внедорожным ралли. А вот что касается автомобилистов, то для них в этом сезоне остался лишь восьмиэтапный Кубок мира FIA по внедорожным ралли. И в этом статусе, а также в кубковом статусе мира FIM его открывала ITALIAN BAJA. Прелюдия Но это в Европе. А что касается мира, то сезон неизменно открывает «Дакар», а теперь уже марафон Arica Race (cм. «Охотничий двор» №3, 4, 2013). В России же автоспортивный сезон длится всего шесть месяцев – с мая по октябрь, и чтобы расширить временные границы соревнований по ралли-рейдам, ровно десять лет назад в нашей стране был впервые проведен зимний ралли-рейд, получивший название «Северный лес». Для его трассы были использованы несколько участков раллийных трасс проводившегося там ранее классического ралли «Белые ночи», объединенные в кольцо. Такое решение позволило получить уникальный маршрут с чередованием скоростных и техничных участков по пересеченной местности. Сразу же баха «Северный лес» приобрела популярность в России и вскоре вышла на международный уровень, будучи включенной в календарь Международного кубка FIA по бахам. В 2009–2010 годах соревнование проводилось именно в этом статусе. И вот после двухлетнего перерыва «Северному лесу» предстояло доказать, что уровень его проведения соответствует требованиям высшей мировой внедорожной серии FIA – Кубка мира по ралли-рейдам. Заметим, что время проведения было выбрано весьма удачно: в конце февраля на севере Ленинградской области темнеет уже не так рано и морозы обычно умеренные. Разумеется, бывают исключения – например, в 2007 году стартовать приходилось при температуре около -30°C, а в 2008 году, наоборот, необычайно теплая зима преподнесла гонщикам сюрприз в виде плюсовой температуры на старте. Но, как правило, температура держится на более комфортном уровне – около -10°С. А снега здесь достаточно, и чтобы подготовить трассу, специальная техника начинает расчистку дорог уже в декабре. Обильный снежный покров задает и характер гонки – дороги скрыты под слоем льда и плотно укатанного снега. Это дает уникальный для ралли-рейдовых гонщиков опыт пилотажа на шипованной резине по льду. В этом году продемонстрировать свое мастерство съехались спортсмены не только со всей России, но и из Финляндии, Латвии, Украины. Уже первый спецучасток рядом с горнолыжным курортом «Игора» с его подбросами и трамплинами внес серьезные коррективы в прогнозы. Один из фаворитов – «основатель» гонки Руслан Мисиков – первым надолго застрял в сугробе, а вскоре в том же самом месте потерял немало времени и еще один именитый спортсмен – обладатель Кубка мира Илья Кузнецов. Идеально чисто, без малейших помарок и на очень высокой скорости прошел трассу первого дня петербургский экипаж Владимира Васильева. Это был серьезный вызов соперникам, в числе которых финский раллист Харри Рованпера, москвич Евгений Фирсов, легенда российского автоспорта Александр Никоненко и многие другие именитые спортсмены. Всего же в этом году на гонку были заявлены 42 экипажа. В борьбе с финскими экипажами Йоуни Ампуйа и Харри Рованпера российские экипажи Владимира Васильева и Виктора Воликова заняли соответственно первое и третье места. Второе заслуженно досталось финскому дуэту Йоуни Ампуйа – Тапио Суоминен. По итогам соревнований можно с уверенностью предположить, что баха «Россия – Северный лес» на следующий год пополнит календарь Кубка мира FIA. Результаты бахи «Северный лес» 1. Владимир ВАСИЛЬЕВ / Виталий ЕВТЕХОВ, G-FORCE Proto: 3:50:22.1 2. Йоуни Ампуйа / Тапио Суоминен, MITSUBISHI Pajero: +0:05:54.4 3. Виктор ВОЛИКОВ / Анатолий ВОЛИКОВ, G-FORCE Proto: +0:15:23.7 4. Сергей НАРЫШКИН / Максим ИВАНОВ, CROSSOVER: +0:17:38.1 5. Александр НИКОНЕНКО / Рубен АГИКЬЯН, CROSSOVER: +0:18:34.4
Итальянские интриги А пока что календарь 2013 года Кубка мира по внедорожным ралли открывала двадцатая по счету, юбилейная Итальянская баха. Сам состав участников, собравшихся в окрестностях городка Порденоне, обещал увлекательное зрелище. Среди более чем сотни участников было немало именитых гонщиков, многократных победителей и призеров различных международных соревнований. Россия в этом году была представлена весьма широко: кроме девяти полностью отечественных экипажей в паре с именитым французским «лисом пустыни» в качестве штурмана выступал Константин Жильцов. Но безусловным фаворитом гонки считалась питерская команда G-Force Motorsport, ведь начиная с 2009 года ее представители регулярно поднимались на призовой подиум Итальянской бахи. На этот раз команда приехала в составе двух экипажей: Борис Гадасин – Алексей Кузьмич и Владимир Васильев – Виталий Евтехов, но, как ни удивительно, с тремя машинами (новый прототип, дебютировавший на бахе «Северный лес 2013», правда вне зачета, тоже отправится в Италию, но в качестве шоу-кара). Забегая вперед, скажем, что уже после гонки на одном из отрезков трассы Борис Гадасин продемонстрировал возможности этого прототипа и рассказал о ходе его подготовки к ралли-марафону «Шелковый путь», который пройдет с 6 по 13 июля по маршруту Москва – Астрахань и в котором планируется участие сразу двух новых автомобилей. Рекордсменом по количеству побед на Итальнянской бахе является французский пилот Пьер Лартиг, которому удавалось подниматься на высшую ступеньку подиума четыре раза подряд – с 1994 по 1997 год. У Бориса Гадасина был шанс повторить этот успех: на его счету победы в 2007, 2009, 2011 годах. То есть нечетные года для Бориса в этом смысле являются счастливыми. Победителем же прошлогодней гонки был также экипаж команды G-Force Motorsport — Владимир Васильев – Виталий Евтехов. Тем не менее начало Итальянской бахи ознаменовалось неожиданной новостью, коснувшейся сразу трех экипажей. Решением техкомиссии автомобили команды G-Force, в том числе и украинского гонщика Богдана Новицкого, не допущены до старта. Проблема заключалась в диаметре рестриктора. По мнению команды G-Force, в регламенте можно двояко трактовать пункт, касающийся размеров рестриктора. У их машин – 36 мм, а по новым правилам должно быть 32 мм. Причем машины команды G-Force, накануне прошедшие техническую комиссию, не допущены к старту на следующий день. То есть техтребования, которыми спортивные комиссары руководствовались в четверг, уже по-другому трактовались ими в пятницу. Однако в связи с подачей командой уведомления об апелляции решение о недопуске экипажей Бориса Гадасина, Владимира Васильева и Богдана Новицкого на старт было заморожено до рассмотрения апелляции в FIA. Прогнозы синоптиков не оправдались: было нежарко, временами выглядывало солнце, и обошлось без дождей. Но трассу пролога, так называемого Royal Beach, значительно сократили из-за высокого уровня воды в бродах. Вместо 15 спортсмены проехали около 7 км. Сначала – небольшой скоростной отрезок, затем русло реки, воды в которой и правда было достаточно, чтобы спецучасток получился в основном грязевым. Именно это, кстати, повлияло на результат экипажа Жан-Луи Шлессера и Константина Жильцова: багги заглох, въехав в лужу, и в итоге показал лишь десятый результат. Первым на этапе оказался экипаж Кшиштофа Холовчица! Что же касается основного гоночного спецучастка – а он один, и проходился экипажами за два дня пять раз в обоих направлениях, – то его сократили по той же причине, что и пролог, при этом разбив на два спецучастка. Таким образом, участники получили десять зачетных SS: шесть в первый день и четыре во второй. Экипаж Гадасин – Кузьмич в первый день выиграл два спецучастка, а на одном показал третье время. Но в конечном итоге из-за технических проблем с тормозами финишировал с тридцать пятым результатом. Экипаж Васильев – Евтехов на одном из СУ показал второй результат, но выбыл из дальнейшей борьбы по техническим причинам. А лидерами в абсолюте после первого дня стали бразильцы Рейналдо Варела – Густаво Гугелмин, выступавшие на прототипе бельгийской команды OVERDRIVE RACING. Во второй гоночный день все завертелось в обратном направлении. Экипаж Гадасина показывает третий, затем второй результат и демонстрирует два лучших времени на круге. Всего же за гонку он выиграл четыре спецучастка, один раз был вторым и дважды показал третье время. К сожалению, не обошлось без технических проблем. И если бы не поломка тормозного диска в одном из многочисленных бродов и, как следствие, повреждение рулевой рейки, не говоря уж о предстартовых интригах, то итоговый результат мог бы выглядеть иначе. Прыжков было много, но прыгали все в основном аккуратно, за исключением разве что Шлессера, на 65-м году жизни совершающего безбашенные полеты. К сожалению, гонка не обошлась без страшной аварии, в которую попали украинцы Вячеслав Кущинский – Микола Литвенчук. На последнем СУ, в том месте, где трасса проходит по руслу реки, экипаж поехал не по накатанной траектории, а чуть левее. Их Nissan Pick-up попал в общем-то в безобидное с виду углубление, и если бы не высокая скорость, то все обошлось бы. Но автомобиль пролетел более тридцати метров, сделал три оборота и жестко приземлился на камни. У Литвенчука компрессионный перелом позвоночника, а Кущинского пришлось извлекать из машины вместе с креслом, распилив каркас безопасности. Врачи диагностировали перелом позвоночника. Захватив инициативу накануне, бразильцы на 12 секунд опередили польско-немецкий экипаж команды X-Raid Кшиштоф Холовчиц – Андреас Шульц, выступавший на MINI ALL4 RACING. Третье место в абсолютном зачете и первое в своем классе занял французско-русский дуэт Жан-Луи Шлессер – Константин Жильцов на моноприводном багги SCHLESSER. Поднялся на подиум и автомобиль G-Force Proto – экипаж Богдана Новицкого занял третье место в своем классе. Впрочем, официальными результаты первого этапа Кубка мира станут после того, как апелляция, поданная командой G-Force Motorsport, будет рассмотрена. А пока можно сказать, что россияне и украинцы выступили на ITALIAN Baja 2013 вполне достойно.
|
|