|
05.02.2013
Мастерская подводного охотника
Для начинающего подводного охотника на первом этапе главная и единственная задача – приобретение необходимого комплекта снаряжения и ружья. |
Для начинающего подводного охотника на первом этапе главная и единственная задача – приобретение необходимого комплекта снаряжения и ружья. Под необходимым пока понимается только то, с помощью чего он сможет плавать, нырять и стрелять. Очень скоро наш новичок начнет понимать, что первоначальный комплект снаряжения его уже не устраивает. Он теперь знает, что охота в разных водоемах и на разную рыбу может требовать принципиально разных амуниции и оружия. С приобретением личного опыта, а также пользуясь рекомендациями подводного окружения, наш охотник все больше и больше обрастает образчиками снаряжения от известных фирм-производителей. Казалось бы, что еще надо?
Но вот парадокс: какое бы распрекрасное снаряжение вы ни приобрели, со временем его в той или иной части хочется чуточку изменить. И дело тут не в непреодолимой тяге к творчеству. Самые разнообразные подводные ситуации наталкивают думающего охотника на мысли о том, как бы приспособить к ним свое стандартное снаряжение или ружье. Изменения могут быть мизерными или глобальными, но, получив в итоге положительный результат, наш рационализатор испытывает особое удовлетворение. Для некоторых творческих натур изобретательство и конструирование подводного снаряжения порой не менее увлекательно, чем сама охота. А уж недостатка в Кулибиных русский народ никогда не испытывал.
Какое бы распрекрасное снаряжение вы ни приобрели, со временем его в той или иной части хочется чуточку изменить
Подводное рыболовство (подводная охота) – увлечение для нашей страны довольно молодое. Каких-то 50–55 лет назад абсолютное большинство даже городского населения о нем ничего не слышало. В магазинах (опять же только больших городов) только-только появились первые примитивные ласты, маски и подводные ружья. Пионеры нашего хобби, испытав это снаряжение на себе, очень скоро осознали, мягко говоря, его несостоятельность. Чтобы вода не поступала под маску, мы так сильно затягивали ее на голове, что потом весь день ходили с красным кругом на лице. От жесткого загубника на трубке за два-три часа плавания на деснах стиралась кожа. Железные арбалеты с «дубовыми» резиновыми тягами уже на полутора метрах не пробивали рыбу. Гидрокостюмов и вовсе не было, и в старых свитерах мы замерзали до синего состояния и продолжительной трясучки. С таким положением вещей все те, кто «подсел» на подводную охоту, мириться уже не могли. И так как советская промышленность была занята гонкой вооружений и ей было не до обслуживания развлечений населения, охотникам пришлось взяться за дело самим. Началась эра самоделок.
По собственному разумению из подручных материалов и зачастую «на коленке» охотники ваяли все: маски, трубки, ласты, гидрокостюмы и, конечно, ружья. Какие-то конструкции, порой совершенно одинаковые, рождались в разных регионах одновременно, какие-то до сих пор являются уникальными. Многое из того, что придумано и воплощено в металле сорок лет назад, легло в основу промышленных образцов снаряжения, а что-то и вовсе без изменений активно эксплуатируется до настоящего времени. Приведу пример.
По части полезности клапанов на трубке, как, впрочем, и о других элементах подводного снаряжения, охотники имеют различные точки зрения, вплоть до прямо противоположных. И это понятно, так как охотимся мы в различных условиях, да и личные пристрастия играют не последнюю роль в выборе: «за» или «против». Однако есть проверенные десятилетиями эксплуатации, вполне объективные аргументы как «за», так и «против». И я, плавая с такими клапанами последние сорок лет, готов поделиться своим опытом.
Самодельная грузовая плита и куканы
Впервые верхний клапан той самой конструкции был придуман и исполнен «на коленке» одним из старейших советских охотников, кандидатом технических наук Леонидом Логвиновым. Было это сорок лет назад на островах в Каспийском море. Задача преследовалась одна: исключить пугающий рыбу шум от воздуха, покидающего трубку при нырках. Проблема была успешно решена, что тут же наглядно сказалось на количестве добываемой изобретателем кефали. Эффект был настолько очевиден, что вслед за Логвиновым все остальные охотники на острове тут же смастерили себе нечто подобное.
Первый и главный эффект от использования на дыхательной трубке верхнего запирающего клапана мы уже отметили: пузыри воздуха из трубки не выходят и не пугают рыбу. Но это не все. Пресные водоемы частенько не отличаются чистотой. И в самой воде может быть всяческая зараза, но еще более грязной бывает поверхность. В трубку, не снабженную клапаном, именно с поверхности в первую очередь вода попадет охотнику в рот. Это может быть нефтяная, бензиновая или масляная пленка, может быть всяческий мусор. Очень больно и неприятно, когда в дыхательное горло попадает ряска или комар. От всех этих бед спасает клапан.
Варианты верхних клапанов
Или вот другая, совсем не редкая ситуация. Охотитесь вы в озере или в реке, где много кувшинки и кубышки. Если трубка без клапана при всплытии угодит точно под лист, то при вдохе он запрет трубку и вдох вы сделать не сможете. С клапаном можно всплывать под листьями, газетами, полиэтиленовыми пленками и любым другим мусором без опаски всосать это в себя и остаться без воздуха. Если на поверхности водоема разгулялась волна либо небо «прохудилось» и льет как из ведра, то клапан опять же предотвратит неожиданное и нежелательное попадание воды в трубку.
Отдельная тема – зимняя охота. В условиях русской зимы клапан тоже очень полезен. Без него охотник при каждом нырке вынужден пускать ледяную воду к зубам, а это и неприятно, и вредно. Если по поверхности идет шуга, то клапан предотвратит ее попадание в глотку. Сегодня придумано много других конструкций верхних клапанов, но описанная выше (идея заимствована у подъемных устройств подводных лодок) до сих пор является самой удачной и востребованной.
В магазинах подводного снаряжения нынче богатый выбор дыхательных трубок. Казалось бы, уж кто-кто, а итальянцы да французы – родоначальники нашего хобби – знают, какие трубки должны быть. Ан нет! То есть для их условий (охота в море на больших глубинах) короткие и мягкие трубки – то что надо. А вот в наших пресных водоемах нужны трубки другие – более жесткие и более длинные. Мягкая трубка при встрече с травой и ветками будет сгибаться и перекрывать доступ воздуха. Короткая трубка, стоит опустить пониже голову, будучи на поверхности, вся погружается под воду. Нахлебаться речной водички очень даже просто. Вот и приходится импортные трубки (отечественные не выпускаются) переделывать под наши условия.
Самодельный гидрокостюм сухого типа
Сейчас трудно представить, что маску для подводного плавания можно сделать в домашних условиях. А ведь делали! Из губчатой резины и оконного стекла. И первые отечественные резиновые ласты модернизировали с помощью радиотехнического стеклотекстолита, добиваясь серьезного увеличения их мощности. К сожалению, и ласты, и маски, хотя бы отдаленно напоминающие современное снаряжение, в нашей стране и сегодня не производят. И если импортным маскам практически не требуется никаких доработок, то с ластами все намного сложнее. Так как российские подвохи освоили уже и зимнюю охоту, то ласты приходится подбирать под боты или соответствующей толщины неопреновые носки. Для ласт с открытой пяткой переход от тонких носков к толстым или ботам решается просто: следует сильней затянуть или, наоборот, отпустить задний ремешок. Ласты с закрытой пяткой покупаются под ваш размер ноги плюс определенной толщины носок. Если охота потребует надеть носок меньшей толщины, то нога в калоше будет болтаться, при сильном и резком гребке ласт и слететь с ноги может. Попытаетесь натянуть более толстый носок – калоша сдавит стопу, и охота превратится в муку. Что же делать: переходить на ласты с открытой пяткой или иметь целый набор ласт под разные носки? В принципе, и то и другое возможно, но есть другой выход.
Схематично это выглядит так: прямо в домашних условиях резиновую калошу ласт разрезать сверху вдоль до начала пальцев, насверлить отверстий с двух сторон разреза и вставить веревку в них. Это выглядит как шнуровка в обычных ботинках. Я в таких ластах плаваю уже много лет, а в этом году увидел нечто подобное промышленному производству, пришедшее к нам из Италии: подстраивается продавец под покупателя. Кстати, следует отметить, что известные иностранные фирмы все чаще и активнее реагируют на потребности нашего рынка. Это особенно заметно на примере массового производства толстых гидрокостюмов, толстых носков, перчаток и пневматических ружей, которые востребованы пресноводными российскими охотниками в нашем нежарком климате.
Утяжеление ласт свинцом
Ласты, особенно при охоте среди камней, испытывают большие ударные нагрузки, в результате чего трескается пластиковая лопасть. Не надо их демонтировать, выбрасывать и бежать в магазин за новыми. С помощью паяльника и металлических скрепок трещину совсем не сложно заварить и подарить ластам вторую жизнь.
С падением «железного занавеса» в нашей стране появилось импортное подводное снаряжение, которое, как мы уже поняли, далеко не всегда удовлетворяло российских подвохов. И это касалось основных элементов снаряжения. При этом в перечне производимой ими продукции вовсе отсутствовали многие позиции, необходимые для пресноводной охоты. Их придумывали, изготавливали и испытывали сами наши охотники. Кроме упоминавшегося клапана на трубку это куканы, заряжалки, катушки на ружья, различные грузовые системы и жилеты, специальные наконечники и другая необходимая «мелочь». Весь этот ассортимент и поныне изготавливается полукустарным-полупромышленным способом только в нашей стране. Среди таких самоделок много простых, но чрезвычайно полезных и необходимых изделий. Приведу примеры.
Наш азартный охотник готов весь день не вылезать из водоема. А в прохладной воде, да через энное количество часов жуть как хочется «по-маленькому». Вот и придумали некое герметично закрывающееся устройство под названием «гульфик», позволяющее стать счастливым, не снимая гидрокостюма. Еще, касательно гидрокостюма. У всякого нормального мужчины спина имеет впадину по позвоночнику. Как бы плотно на вас ни сидел гидрокостюм, он этот желоб не закрывает, и вода в процессе охоты и нырков попадает туда и перетекает сверху вниз. Это плохо – охотник быстрее замерзает. Придумали: стали приклеивать на внутреннюю поверхность гидрокостюма полосу толстого неопрена, которая заполняет пустоту, не давая скапливаться там воде.
При этом в перечне производимой ими продукции вовсе отсутствовали многие позиции, необходимые для пресноводной охоты. Их придумывали, изготавливали и испытывали сами наши охотники
Плавая в холодной воде, мы надеваем на себя толстые гидрокостюмы, требующие для компенсации плавучести много груза – где-то от 16 до 20 килограммов. И если такой вес у вас на поясе несколько часов, то и у молодого здорового подвоха через час-другой охоты начинает ныть поясница. Стали делать различные разгрузки и жилеты, которые снимают с поясницы значительную часть груза. А есть и такое устройство, которое снимает с поясницы весь груз, плитой называется. Под плиту крепят надувную подушечку, которой можно, находясь в воде, регулировать свою плавучесть. Спереди на лямках плиты крепят нож и сумочку для разных полезных мелочей (например подводного фотоаппарата). Ничего подобного знаменитые иностранные бренды в своих линейках подводного снаряжения не имеют.
Подводные ружья – отдельная тема. Таким количеством самых разнообразных конструкций, в основном пневматических, и ружей, какое родилось на территории бывшего СССР, не может похвастать ни одна страна. Как уже упоминалось, из-за рубежа к нам приходят простые, но вполне надежные пневматы. Но, к сожалению, все они имеют ручку сзади. Для наших же пресных водоемов с их незначительной прозрачностью, обилием травы, тростников и завалов необходимы маневренные ружья с ручкой посередине. Вот и напридумывали десятки конструкций, некоторые из которых сегодня изготавливаются массово. А импортные ружья с помощью несложного дополнительного устройства сумели превратить из пневматических в пневмовакуумные, тем самым вдвое увеличив их мощность.
Лично у меня отношение к охотничьему снаряжению сугубо потребительское. Поэтому, если меня что-то не устраивает, я смело и без сожаления режу, пилю и переделываю совершенно новое, самое «крутое» снаряжение самых известных фирм и брендов. При этом меня не смущает тот факт, что изделие потеряет свой блеск в прямом и переносном смысле. Куда важнее, чтобы потом, в процессе охоты, все работало как часы, чтобы нигде не терло и не мешало, чтобы нигде ничего не путалось… А в итоге – чтобы ничто не мешало получать от процесса удовольствие. Это главная движущая сила всего рационализаторского и изобретательского процесса применительно к подводной охоте. Хотя и осознание того, что ты САМ что-то придумал и САМ что-то улучшил, – тоже большой стимул для творчества. Почему-то мне кажется, что процесс этот бесконечен, как бы далеко ни ушли современные наука и производство…
Текст, фото: Виталий Виноградов
журнал "Охотничий двор"/декабрь/2012
|