|
04.10.2012
Современник Шаляпина
Судьба великих лошадей трагична. Нет, не так: судьба любой лошади трагична, но великие всегда на виду и трагизм их жизни особенно заметен. |
О нем написаны книги, одна так и называется: «Лошадь столетия», о нем создан художественный кинофильм – но все это уже гораздо позже его нелепой гибели в 1918 году.
Нет, опять не так: в России судьба лошади трагична. Это убеждение стойко сложилось по литературным произведениям Л. Толстого, А. Куприна, Ф. Кудрявцева и многих других русских писателей а жизнь самой русской лошади, великого орловского рысака Крепыша, как в капле воды сфокусировала все особенности национальной действительности.
О нем написаны книги, одна так и называется: «Лошадь столетия», о нем создан художественный кинофильм – но все это уже гораздо позже его нелепой гибели в 1918 году. Крепыша пристрелили после того, как он сломал ногу, сопротивляясь погрузке в вагон. Во всеобщем потрясении революции где-то потеряли друга Крепыша, безымянного мерина, без которого он никогда не путешествовал и который всегда стоял рядом с ним в соседнем деннике.
Слава Крепыша гремела по всей России. Не будет преувеличением сказать, что имя его было так же известно, как и имя великого певца Федора Шаляпина – они были современниками.
Слава Крепыша гремела по всей России. Не будет преувеличением сказать, что имя его было так же известно, как и имя великого певца Федора Шаляпина – они были современниками. Мало того, что это был самый резвый рысак своего времени: Крепыш 13 раз устанавливал рекорды на все дистанции, побивая свои же собственные, – он был национальной гордостью России. Он был великим орловским рысаком, несгибаемым ипподромным бойцом с крепчайшим организмом и пылким духом. За шесть лет беговой карьеры в общей сложности Крепыш выступил 79 раз, из них 55 раз был первым. Его лучший, невиданный по тем временам рекорд - 2.08,5 на дистанцию полторы версты (1600 м), установленный в феврале 1910 года под управлением наездника В.Яковлева продержался 23 года, а рекорд на три версты был побит только через 54 года. Однако величие Крепыша заключается не только в его феноменальной резвости и обаянии личности. Все дело в том, что в начале века в погоне за призовыми деньгами многие владельцы орловских рысаков, с целью получения более резвого потомства, начали бессистемно и массово скрещивать своих лошадей с выводными американскими рысаками, что реально грозило гибелью породе. Крепыш своими выдающимися победами не только над орловскими, не только над метисами, но и над американскими рысаками высоко держал марку национальной русской лошади, поддерживал патриотический дух заводчиков и любителей орловской рысистой породы.
«Крепыш»
Р.С. Кириллова,
бронза
Крепыш родился в феврале 1904 года в заводе И.Г.Афанасьева Тамбовской губернии от знаменитого Громадного (завода Н.Н.Малютина) и Кокетки, дочери Вещуна и Крали. В педигри Крепыша встретился весь цвет породы. Его отец Громадный воплощал собою идеал орловского рысака: рослый, широкий и в то же время исключительно породный и сухой, с густыми гривой, хвостом, фризами, серебристо-белой масти. Он отличался силой и выносливостью на длинных дистанциях, выиграв труднейший приз на четыре версты с весом, как тогда говорили, за 6.36,0. Дед Крепыша, Летучий – победитель Императорского приза. Знатокам орловской рысистой породы о многом говорят такие имена, как: Волокита, Гранит, Удалой, Кролик, Визапур, Полкан…, а неравнодушным к русской литературе достаточно сказать, что в жилах Крепыша через его мать, не бежавшую Кокетку, с 9 ряда родословной течет кровь печально знаменитого Холстомера, или Мужика-1, сына Любезного и Бабы, внука Барса-1.
Но вернемся к нашему герою. Даже его владелец И.Г.Афанасьев не разглядел в первенце Громадного будущую знаменитость. Молодой Крепыш был нескладен, заплетался в своих длинных ногах и имел за это в заводе прозвище "карамора" (так называют очень крупных комаров с длиннющими ногами). Как должно быть жалел В.И.Илюшин, знаменитый торговец и знаток лошадей, покупавший у Афанасьева ставку молодняка и не хотевший брать всего за 400 рублей только одного жеребчика – Крепыша.
«Крепыш на ходу»
С.С. Ворошилов
Весной 1907 года трехлетний Крепыш был приведен для испытаний в Москву, где, при весьма драматичных обстоятельствах, с ним познакомился Михаил Михайлович Шапшал, ставший в дальнейшем его хозяином и написавший о нем две книги, из которых мы почерпнули эти сведения.
Дело было так: М.М.Шапшал шел по Башиловке, а впереди какой-то конюх вел под попоной крупного серого жеребца. Вдруг конюх ударил лошадь по морде хлыстом: она бросилась в стороны, поскользнулась и растянулась на тротуаре. Когда М.М. Шапшал подбежал, чтобы заступиться за лошадь, выяснилось, что это Крепыш и он, якобы, схватил конюха за рукав, чем вызвал его гнев. Оказывается, у Крепыша была привычка: взять зубами рукав или борт платья и некоторое время подержать – так он выражал свое расположение к человеку, он никогда не рвал и не кусал. Еще он иногда высовывал язык, сложив в трубочку, и клал в ладонь тому, кто ему нравился. Но если кто-то был ему не симпатичен, он поворачивался задом, и привлечь его внимание было невозможно даже сахаром. Да, у лошадей есть свои привычки и особенности поведения, но они запоминаются, как уже говорилось, только у знаменитостей.
О Крепыше можно многое рассказать: о его великих победах и трагических поражениях, о всенародной любви к нему и ненависти так называемых метизаторов. Чтобы реально почувствовать тот далекий мир, ту волнующую атмосферу страстей, кипящих вокруг Крепыша, позволю себе дословно привести тексты, в которых М.М.Шапшал описывает как его драматический проигрыш метисной кобыле Невзгоде 17 января 1910 года в призе на три версты (как выяснилось, Крепыша забыли перековать и шипы на его подковах были стерты), так и спустя две недели победный реванш.
«Крепыш»
С.С. Ворошилов
Так он проиграл: «Когда на финише стало очевидно, что Невзгода его обходит – сначала неуверенно, как будто бы сам наездник на ней, сам Вильям Кейтон (знаменитый американский наездник – прим. авт.), себе не верит и не решается послать кобылу: когда потом Кейтон убедился, что это не сон – и победа сама идет ему в руки, то он, прямо как бес, стал высылать Невзгоду и выхватил, наконец, к звонку голову и победу, да ещё какую – над Крепышом! Все присутствующие – знатоки, охотники, тотошники, сторожа, конюха, повара – весь ипподром – содрогнулся – онемел… Раздались жидкие, но горячие рукоплескания небольшой группы – приверженцев прилития американской крови к орловскому рысаку, но масса – народ – молчал.»… А так он выиграл: « И, наконец, день настал. Афиш не хватило. Платили по пяти рублей. Движение охватило весь город. Шли, ехали – трамваем, извозчиками, собственными рысаками – хвост доходил до Страстного монастыря, и от него двигались только шагом.
Половина народа осталась на улице; полиция прекратила вход из опасения, что не выдержат трибуны…. Короткий старт и звонок дан. Езда сложилась такая горячая, что, казалось, едут не на дистанцию, а на версту... Крепыш, который, благодаря своему гигантскому росту и маху движения, не мог с места взять настоящий темп, не только не отстал, но догнал уже к повороту передних, а когда вышли на прямую у скаковых трибун – Крепыш стал на настоящий свой темп и понесся к версте, как буря. Идя по своей любимой горке, он дал такой спид, что, казалось, - все остальные лошади стоят, а он один бежит. Короткая борьба им обошлась так дорого, что одна за другой все встали и едва доплелись на 10 – 12 секунд сзади, а Крепыш второй круг целиком шел вне борьбы и кончил произвольно, давая, однако, солидную резвость для холодной зимней погоды и жесткой дорожки в 4.33,7. Слабость была второй – 4.42, Пустяк третьим в 4.44,4, Марка – четвертой, а победительница Крепыша – Невзгода – нигде. Трудно передать восторг двадцатипятитысячной толпы, наполнявшей трибуны, когда Крепыш подходил к финишному столбу. Овации продолжались, когда Крепыш с наездником и хозяином подошли получать приз к вице-президенту, а затем прошли мимо трибун в белой попоне с вызывающей надписью ярко-красными буквами: «Лучше всех смеется тот, кто смеется последним».
В фондах Музея коневодства МСХА им. К. А. Тимирязева имеется шесть портретов Крепыша в разных позах, в разное время написанные художниками: В. Семенским, С. Ворошиловым, Х. Гольдом, В. Перловым, М. Ольконе, а в экспозиции он занимает почетное место в окружении портретов предков, родственников и потомков; они смотрят со стен музея глазами вечности, напоминанием и предостережением.
«Крепыш»
В. Перлов 1911 г.
Уверена, что и сейчас значимость Крепыша, как национального символа не только не утрачена, но востребована, как никогда прежде.
Да, лошадь в России – больше, чем лошадь: она и произведение искусства, и сгусток памяти, и вера в спасение.
Юлия Кузнецова, фото из собрания Музея коневодства
журнал "Охотничий двор"/сентябрь/2012
|